Форум Татарского исторического архива

РГАДА-фонд 1173, опись 1, дело 1298. 1701 год

1700 года грамота по челобитью деревни Варзи татарина Баички Сабанаева  с товарищем  на служилаго татарина Кадышку Ишмаметева в насильном заселении в оной деревне на их земле и чинении обид

Казанской дороги дрвни Варзи татарина Баички Сабанаева о земле
701 года марта 27 подал великого государя грамоту Уфинской стрелец Костка Калабылщиков
Челобитчик Токайко тамгу приложил
Челобитчик Байка тамгу приложил
Толмачил Андрюшка Норкин
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

(Л.1) Великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу бьют челом холоп твой Уфинского уезду Казанской дороги деревни Рысовы башкирец Токайко Семенов да деревни Варзей ясашной татарин Баичко Сабанаев.
В нынешнем 1702-м году по нашему, холопа и сироты твоих, челобитью против твоей еликого государя грамоты тое ж деревни Варзей служилому татарину Кадышу Ишмаметеву в налогах и обидах пашенной земли и сенных покосов был допрос, а в допросе он, Кадыш, потаил бутто он налог и обиды никому не чинивал. А он, кадыш, отныл у меня, сироты твоего Баичка, пашенную мою землю и завладел насильством неведомо почему, да он же, Кадыш, завладел пашенною землею умершаго Дюкана неведомо по какому указу, ясаком ево в доимке и сенными нашими покосы владеет насильством своим. А та, государь, пашенная земля и сенные покосы исстари ясашные, ясак в твою великого государя  казну с тое земли с сенных покосов платим мы по вся годы без доимки и подводы гоняем вопче, а я, сирота твой, Баичка ясак плачю ныне с пуста, а он, Кадыш, в ясаке и в подводной гоньбе ни в чем нам не помогает. И теми ясашными землями и сенными покосы служилым людем владеть не велено, а владеть ясашнымлюдем.
Милосердный и великий государь царь великий князь Петр Алексеевич всеавеликия и Малыя и Белыя России самодержец, пожалуй нас, холопа и сироту своих, вели, г осударь, ево, Кадыша, в том допросить по какому указу он тою ясашною землею и сенными покосы нашими владеет, и есть ли у него на те земли и на покосы какие крепости, и по нашему челобитью взять к тому нашему делу. Великий государь, смилуйся.

На Л.1 помета: «1702-го марта в 19 день выпустить».

(Л.2) 1702-го марта в 9 день на челобитной  по помете против грамоты великого государя и против челобитья ясашных татар деревни Варзей Баичка Сабанаева, деревни Рысковой Токайка Семенова служилой татарин Кадышка Ишметев в допросе сказал.
В деревне Варзях он, Кадышка, живет на дедовской и на отцовской земле, и на те де землю деду и отцу ево даны ввозные, а после де отца ево тою землею велено владеть ему, Кудашку, вместо великого государя денежного жалованья. И дана де ему на тое землю на Уфе из приказные избы владельная память, а на ясашной де земле ясашных татар Баичка Сабанеева и Токайка Семенова он не живет и их землею насильством не владеет. А у него де, Баичка, в той их деревне и двора нет и до той де земли, которая в деревне Варзях им, Баичку и Токайке, дела нет, потому что у них в той деревне никакой земли нет. И Токайко де живет в особой деревне Рысовой. И живучи де он, Кадышко, в той деревне Варзях им, Баичку и Токайку, никаких обид и налоги и разоренья не чинит. А прежде сего в Уфинском уезде в деревне Терегулове в вотчине Казанские дороги деревни Болтаевой у Болтаск Аммеева года четыре или с пять он, Кадышка, жил, и живучи де он, Кадышко, ис той деревни выехал на прежнюю дедовскую и отцовскую землю в деревню Варзи. Потому ис той де деревни Терегуловы Болтаск Амметевево, Кадышка, выслал для того, что та вотчинная их земля ево, Болтаскова. А в прошлых де годех великому государю на Москве на помесную землю в тое деревню Терегулову, чтоб в той деревне Терегулове ему жить он, Кадышка; не бил челом (Л.3) и великого государя грамоты о том, чтоб ему с той земли служить, а служилым татаром их Баичковыми и Токайковыми землями ясашными владеть не велено, не прислано. А они де, Баичко и Токайко, с той земли, где он, Кадышка, живет никаких податей не платят, а платят де они подати, Баичко, с отцовской прежней земли, а живет де он, Баичко, в той деревне на их, Кадышкове с товарыщи, земли насилиством своим. И про то де все деревенские жители деревни Варзи ведают потому, что в той деревне Варзях  в земли и ни в чем ему, баичку, жеребья нет, а Токайка де Семенов платит с земли, что в деревне Рыкове, а до их, Кадашкове с товарыщи, земли ему, Токайку, дела нет. И про то де все деревенские жители ведают. А в прошлых де годех великогому государю на Москву  дедовском и отцовском земле, на которой он, Кадышко, ныне живет бил челом, и о том великого государя грамоту на Уфу он, Кадышка, свез, и против де той великого государя грамоты на тое дедовскую и отцовскую землю на Уфе из приказной избы дана ему, Кадышку, владеная память.
И чтоб великий государь подаловалево, Кадышка, велел им, Баичку и Токайку, на тое землю почему ему, Кадышку, и товарищам ево та земля крепка крепости выложить. К речам Кадышка руку приложил татарским письмом.
Толмачил АдрейНоркин. Андрей Норкин.

На Л.3-4 помета: «1702-го марта в 12 день велеть исцу и ответчику на ту спорную землю положить крепости и ис грамоты великого государя выписать».

(Л.4) И марта в 13 день на Уфе в приказной избе стольник и воеводе Еуфиму Панкратьевичю Зыбину да с приписью подьячему Казанские дороги деревни варзей служилой татарин КадышкаИшметев положил крепости. И с тех крепостей, справя с подлинными, взяты списки, а подлинные отданы ему Кадышку. Ав списках пишет.

(Л.5) Список з грамоты слово в слово.
По указу великого Руссийского  Московского государства и всей земли бояр дияк Степан Дичков да Григорей Павлович Веревкин дали на ясак вятчекам каринским татаром Сарыку Хозесеитову да Хозянку Азземетеву да Билатачку Дюняшеву пустошь по Зюрейской дороге за Вяткою рекою на Ише речке для того в нынешнем во 7121-м (1613) году февраля в 12 день били они челом великого Руссийского Московского государства и всей земли бояром.
А сказали, приволоклись де они с Вятки с женами и х детьми, и ныне де они кормятца в Казанском уезде по Зюрейской дороге в чувашских деревнях, приискали де они по той ж дороге за Вяткою рекою меж дворцовых сел Сарапула и Елабуги пустошь на иш речке. А межа де той пустоши по Иш речке вверх с устья и до Салауш реки, а от Селауш реки вверх по Арзю речки, а от Арзю речки вверх по Усов речку. А ныне де та пустошь лежит впусте и не владеет ею нихто.
И что великого Руссийского Московского государства и всей земли бояря их татар пожаловали Сарычка с товарыщи трех человек, велели б тое пустошь дать им на оброки льготы им велели ж дати докамест они пашню роспашут и дворы поставят, а место де большое и заросль большая. А они де к себе на тое пустошь учнут призывать товарыщей и  будет так, как бьют ему Сарычки Хозесеитов с товарыщи трем человеком. А та будет пустошь не государева ж дворцовых сел и не помесная и не монастырская, а на ясак будет не отдана никому. И, Сарычку, с товарыщи трем человекам на той пустоши жить и дворы ставить и пашню пахать и сена косить, и иными угодьи владеть, опричь бортных и ухожьев и бобровых, и льгота ему дано пять лет ж, а после льготы впервее им государев оброк запалтити против вотяков целые жеребей в 7126-м (1617/18) году и вперед им потому ж платить еже год с товарыщи ровно.
У подлинной грамоты печать царства Казанского, приложил диак Степан Дичков да Григорей Павлович Веревкин. Лета 7121-го февраля в 12 день. А назаду у подлинной грамоты приписьдиака Степана Дичкова, справа подьячего Авраама Кузмина.

На Л.5об. помета: «1702-го марта в 8 день, справя с подлинною выписью, взять к делу»; подпись на татарском языке; справа: «С подлинною грамотою сей список справил петрушка Савинов».
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

(Л.7) Список с выписки слово в слово.
По государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси указу Иван Григорьевич Желябужской, подьячей Иван Ласткин дали Уфимского уезду каринским ясачным татаром Манашке Уразлину да янбулатку Алееву с товарыщи выпись с отдельных книг Ивана Головкина.
Для того били челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Руси, воеводе Ивану Григорьевичу да подьячему Ивану Ласткину подали челобитную уфимские ясачные бобыли каринские татарове, которые живут на Ижу в старой Беккозиной деревне Манашко Уразлин, Янбулатко Алеев с товарыщи. А в челобитной их написано, тому де лет с пятнатцать дана де им пашня по отводу Стелтина Голубцова по Ижу реке и по Варзе речке и сенные покосы.
И ныне де пришли отяки и новоселив Казанской уезде выше их по Варзе речке и им де от них насильством и обиды великие и отняли у них во всех трех полях по половине и поклали новые свои грани в их даточной земле, а у них у вотяков в казанской грамоте написано. Велено взять  сторонних людей на отвод и велено им отвести подле их граней, а их межей и граней у них отымать не велено. А оне де отяки своим произволом у них у канинских татар отныли в даточных лугах пятьсот копен сена кошенова.
И ему, Ивану, велено взять с собой сторонних людей, которые были прежсево у них на дозоре и на отводе деревни Янкубины башкирцов Ягилдейко Абызов с товарыщи, которые писаны в прежней памете Михаила Артемьева. И приехав ему, Ивану, в их каринских татар деревню с теми сторонними людьми отвести их, каринским татаром, по прежней памете Михаила Артемьева по старым граням (Л.6) пашню и сенные покосы. А которые грани оне, отяки, учинили своим произволом, те грани выметати и потесати. И тому дозор привести на Уфу дозорные книги и отдати в съезжей избе воеводе Ивану Григорьевичю, подьячему Ивану Ласткину.
И Иван Головкин, приехав в Уфинской уезд на Иж реку, в котоую в Бекзяновскую деревню отвел уфимским ясашным бобылям каринским татаром Манашку Уразлину да Янбулатку Алееву с товарыщи пашню и сенные покосы по Ижу речке и сенные покосы по Варзе речке по прежним памятям Михайла Артемьева и по старым граням пашню и сенные покосы. А межа той  пашне от речки варзи сажень с десять и больши, тут стоит дуб да вяз из одново корени выросли, на вязу грань, а с тово дуба и вяза прямо на отвал на одинакую березу, а с тое березы прямо в дуброву на одинакой дуб, на нем грань новая, а с тово дуба прямо на одинакую кудрявую березу, на той березе грань, с той березы прямо раменем на речку Мужиковку, а с речки прям к усаду, а под усадом по реке Ижулуги, сенные покосы.
И по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси указу Манашку Уразлину, Янбулатку Алееву с товарыщи по владельным книгам и по сей выписи и по дозору Ивана Головкина тою пашнею и сенными покосы владеть, государева служба служить и ясак тое пашни давати.
У подлинной выписи воеводы Ивана Григорьевича Желябужского печать приложена. Лета 7140-го (1631) году ноября в 21 день.
А назади у подлинной выписи припись подьячего ивана Ласткина.

На Л.7об. помета: «1702-го марта в 13 день, справя с подлинною, взять к делу; подпись на татарском языке.

(Л.10) Список с памяти слово в слово.
Лета 7193-го (1685) июня в 8 день били челом великом государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю и Петру Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцем, а на Уфе в приказной избе думному дворянину и воеводе Ивану Петровичю Кондыреву подали челобитную Уфимского уезду Казанские дороги деревни варзей каринские татарова Юсуп да Уразай Девлечяровы, Кадыш Кузесеитов, Атабай Зянчурин, Шигим Хилялов, Кулмамет Сейтяков, Баймамет Касимов з братьями и племянники, чтоб великие государи пожаловали, велели оверстанье их по своей великих государей грамоте своей великих государей указ учинить.
И в нынешнем во 7193-м (1658) маия в 28 день в грамоте великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцев писано на Уфу к думному дворянину и воеводе к Ивану Петровичю Кондыреву по челобитью их, юсупа с товарыщи, в прошлых годех прадеды и деды их служили  в Вяцком уезде в князьях и за службы даны де им жалованные грамоты за красною печатью . И служа они померли, а отцы их остались в малых летах, и они дети перешли в Уфинской уезд в тое деревню Варзи и поселились, а около тое деревни пашни роспахали на диком поле в порозжих землях, а написаны они в бобыльской ясак, платия и се число. А жалованные де грамоты и ныне у них есть.
И великим государем пожаловати б за службы прадедов и дедов их, велеть им с той земли вместо денежного жалованья великих государей служба служить по Уфе, (Л.8) а ясак с них сложить и положить на бобыльских детей и на братьев и на племянников их, которые живут безясашно.
И по той великих государей грамоте думному дворянину и воеводе Ивану Петровичю по томих челобитью и по жалованным грамотам, каковы они положат на уфе в приказной избе, учинить по указу великих государей. И думной дворянин и воевода Иван Петрович прежних грамот, которые написаны в их Юсупове с товарыщи челобитье, досматривал и по досмотру жалованные грамоты за красными вислыми печатьми прошлых 7019 (1510/11) да 29 (1520/21) да 80(1571/72) годов блаженные памяти государя и великого князя Василья Ивановича всеа Руси да сына ево блаженные памяти великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Руси, а в них написано. Девлечяр Магметказыев сын им прадед, а ево дети Семенему да Иванему да князь Сибирские Иванов деды.
В тех же грамотах написаны Сейтяк Алисуфов Казым гадыев, Шейслам Мерзесеитов, и про них Кадышку Зесеитов, Айтабай Зянчюрин, Шигим Хилялов, Кулмамет Сейтяков, Баймамет Касимов сказали, что они Сейтяк и Казым и Шейслам им, кадышу с товарыщи, прадеды. А которые нынешние челобитчики их, Юсуповы и кадышеву с товарыщи, родичи, братья и племянники и тем людемимяны подали они к выписке под челобитную роспись. А в росписи написаны деревни Варзей Мамет Юнусов, Янбай Уразаев, Лукаш да Курмаш Танатаровы, Серкей Кангилдин, Ажиш да Ряз Тленчеевы, Сюлейман Ишмаметев, Ямей да Уразай да Баймамет Ахмаметевы, Курмаш (Л.9) Шигимов, Тленчей Болтаев, Юлей Девлеткилдеев, Ишим Янбулатов. Деревни Атабаевы Кадыр Ямеев, Килей Келдибеков, Алио Плишев, Коулат Айбулатов, Маметомин Семенов. Деревни Ишмаметевы на Тереусских горах Мамык да Каныш Ишмаметевы, деревни Байбековы Кангилда да Сафар Айгилдины, деревни Кабаковы Калмык Монашев, Урусай Богданов, деревни Мишини Килиш теняков, Ямей Васильев, деревни Рысовы Ураз Килмаметев, деревни Салагуш Укейскур Банннов, Атебяс Утешев.
И по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцев и по выписке думного дворянина и воеводы Ивана Петровича Кондырева велено их, Юсупа да Уразая Девлечяровых, Кадыша Кузесеитова, Ахтабая Зянчурина, Шигима Хилялова, Кулмаметя Сейтякова, Баймаметя Касимова, з братьями и с племянники написать на Уфе в список с служилыми татары и служить им с той старинной пашенной земли,  а ясак с них снять и написать на безясашных бобылей. И они, Юсуп и Кадыш с товарыщи, на Уфе в список с служилыми татары написаны и к ним, Юсупу с товарыщи, ясашным зборщиком и иным посылщиком не приметыватца и ясаку и подвод с них не имать и ничем их не убытчить.
У подлинной памяти великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича Петра Алексеевича всеаВеликия и Малыя и Белыя России самодержцев печать Уфинского города думной дворянин и воевода Иван Петрович Кондырев присожена.
А назади у подлинной памяти помета ево думного дворянина и воеводы Ивана Петровича Кондырева, справа подьячего Степана Власева.
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

(Л.11) И марта в 17 день против пометы Казанские дороги деревни Варзей татарин Баичка Сабанаев да деревни Рысаво татарин же Токайко Семенов допрашиваны.
А в допросе они сказали, о которой земле и о сенных покосах во владенье бью челом великому государю на татарина на Кадышку Ишмаметева, и та де земля и сенные покосы крепка им, челобитчиком, по платежным ясашным книгам да по выписке, какову выпись подал к делу татарин Кадышка Ишметев, которая выпись дана на ту их землю и на сенные покосы при сиденье воеводы Ивана Желябужсково за приписью подьячева Ивана Ласткина каринским татаром Манашке уразлину да Енбулатке Алееву с товарыщи, всем деревенским жителем вопче. А что де он, Кадышка, подал к делу с казанской грамоты списак, бутто по той грамоте велено деду ево, Кадышкову, платить с тое земли и сенных покосах ясаки, и по той грамоте дед ево, Кадышков, и отец (Л.12) и они челобитчики ясакова н Уфе и в казане не платили. К речам своим Байчка тамгу свою приложил, Токайка тамгу свою приложил. Толмачил Андрей Норкин.
И марта в 17 день били челом великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичю всеа Великия и Малыя и белыя России самодержцу, а на Уфе в приказной избе стольнику и воеводе Ефиму Панкратьевичу Зыбину Казанские дороги деревни Рысовы башкирец Токайко Семенов да деревни Варзей татарин Баичка Сабанаев подали челобитную, а в челобитной их пишет.
(Л.13) Великому государю и великому князю Петру Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу бьют челом холоп твой Уфинского уезду казанской дороги деревни Рысову башкирец Токайко  Семенов да сирота твой деревни Варзей ясашной татарин Баичко Сабанаев.
В нынешнем 1702-м году били челом тебе великому государю мы, холоп и сирота твои, по твоей великого государя грамоте тое ж деревни Варзеи на служилого татарина на Кадыша Ишмаметева в налогах и в обидах пашенные старинные земли и сенных покосов. И в том ему был допрос, а в допросе положил он на те пашенные земли и на сенные покосы крепости, а в тех крепостях написаны Манаш Уразлин да Янбулат Алеев с товарыщи. А мы, холоп и сирота твои, написаны в тех крепостях вопче и пашенными землями и сенными покосы с ними, Манашем и с иными со всеми жители деревни Варзеи, владели и ясак платили и подводы гоняли и по се число вместе, а спору и челобитья ни от кого в том на нас не бывало. А он, Кадыш, ныне о том почал спорить и нас отженяет напрасно и у меня, сироту твоего, Баичка пашенную землю и сенные покосы, мое повытье, отнял насильством своим без челобитья и без розыску. А есть ли бы нам в той деревне Варзях до пашен и до сенных покосов дела не было, и у него о том бы на нас явочное челобитье. А Манаш в той деревне Варзях жил небольшое время, и с той деревни выехал и после ево пашнею владел и ясак платил Толбай Кудашев, и ныне владеет сын ево БегишТолбаев.
Милосердный великий государь царь и великий князь Петр алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пожалуй нас, холопа и сироту своих, не вели, государь, ево Кадышеву ложному спору поверить, вели, государь, те крепости свидетьльствовать и по свидетельстве о том нам с ним, Кадышем, свий великого государя указ учинить. великий государь, смилуйся.

ссылка


« Последнее редактирование: 29 Марта 2018, 12:59:59 от Baibars »