Форум Татарского исторического архива

Вопросы о сословности у татар

samtat

  • *****
  • 885
Вопросы о сословности у татар
« : 14 Ноября 2015, 10:49:22 »
Предполагаю так:


samtat

  • *****
  • 885
Вопросы о сословности у татар
« Ответ #1 : 14 Ноября 2015, 12:39:44 »
Cабитов видимо потомок  темниковских татар. Для дер.Татарская майна в частности Верхней характерно в произношении аффриката(тч), по простому ч-оканье и начальной аффрикаты дж. Если не ошибаюсь нижняя майна была основана выходцами из верхней. Хотя это произношение могло и не сохранится.

Т.е. Сабитова можно отнести к Мещерским татарам.

Вопросы о сословности у татар
« Ответ #2 : 14 Ноября 2015, 18:51:18 »
Предполагаю так:


Исмагилов, Мубаракшин, Шайхуллин и Нигматуллин, вроде как, казанлы. Исмагилов и Сабитов потомки ясачных татар из Майны. Предполагается, что туда они с Арской дороги пришли.
« Последнее редактирование: 14 Ноября 2015, 18:53:24 от Таракан »

samtat

  • *****
  • 885
Вопросы о сословности у татар
« Ответ #3 : 14 Ноября 2015, 19:15:29 »
Исмагилов, Мубаракшин, Шайхуллин и Нигматуллин, вроде как, казанлы. 
Cужу по районам расположения сёл.

Цитировать
Исмагилов и Сабитов потомки ясачных татар из Майны. Предполагается, что туда они с Арской дороги пришли.
Предположение основывается на каком-то документе?  А разве ясачные татары не могут быть из числа бывших мещерских, будучи потомками переселенцев?
« Последнее редактирование: 14 Ноября 2015, 19:17:47 от samtat »

Вопросы о сословности у татар
« Ответ #4 : 14 Ноября 2015, 19:35:27 »
Исмагилов, Мубаракшин, Шайхуллин и Нигматуллин, вроде как, казанлы. 
Cужу по районам расположения сёл.

Цитировать
Исмагилов и Сабитов потомки ясачных татар из Майны. Предполагается, что туда они с Арской дороги пришли.
Предположение основывается на каком-то документе?  А разве ясачные татары не могут быть из числа бывших мещерских, будучи потомками переселенцев?

1. По районам ничего не знаю. Тестировавшие их люди говорят, что казанлы. Хотя может и память подводит.

2. Исследование Насырова. Да и это его родственники - ему лучше знать. Железных документов нет, есть предположение и то со слов - сам я их не видел. Но это как раз к вопросу о нужности генеалогии и документальных подтверждений в днк-исследованиях. Вроде как не нужны)))

По моему региону, вроде как, ясачные не могли быть мишарами, хотя некоторые служилые могли быть не мишарами, т.к. с арсской стороны пришли... или например из-за владельца земли из служилых на раннем этапе все население могло служилым счисляться. Но арские служилые дело темное и мной не изученное. Думаю, что прибывшие на эту сторону Волги мишари не становились ясачными, но в позднейший период (и то относительно некотоых территорий РТ) могли стать лашманами и государственными крестьянами.

samtat

  • *****
  • 885
Вопросы о сословности у татар
« Ответ #5 : 14 Ноября 2015, 20:09:57 »
В книге Галлямова указывалось, что в среде служилых татар и ясачных чюваш могли быть родственники(например родные братья) или же в ревизских сказках или писцовых книгах (?) один тот же человек в разные годы мог быть служилым или ясачным.

Т.е. эта была социальная стратификация. Служилый татарин мог перейти, по разным причинам,в ранг ясачных или наоборот. И откуда был он или его предки из под Казани или с Мещеры, думаю, значения не имело.

Термин чюваш изчезает с 17? века и заменяется на татарин. И Ваша правда лашманскую повинность выполняли служилые татары.

samtat

  • *****
  • 885
Вопросы о сословности у татар
« Ответ #6 : 14 Ноября 2015, 20:22:18 »
В книге Махмутовой по татарской диалектологии дер.Верхняя Татарская Майна причисляется к мишарским. Хотя может она и ошибается.

Вопросы о сословности у татар
« Ответ #7 : 14 Ноября 2015, 21:13:12 »
В книге Галлямова указывалось, что в среде служилых татар и ясачных чюваш могли быть родственники(например родные братья) или же в ревизских сказках или писцовых книгах (?) один тот же человек в разные годы мог быть служилым или ясачным.

Т.е. эта была социальная стратификация. Служилый татарин мог перейти, по разным причинам,в ранг ясачных или наоборот. И откуда был он или его предки из под Казани или с Мещеры, думаю, значения не имело.

Термин чюваш изчезает с 17? века и заменяется на татарин. И Ваша правда лашманскую повинность выполняли служилые татары.

Это 17 век и наверняка территория чуть севернее. Какие случаи перехода мишар служилых татар в ясачное сословие он приводит?

samtat

  • *****
  • 885
Вопросы о сословности у татар
« Ответ #8 : 14 Ноября 2015, 21:21:49 »
Не встречал, чтобы было написано именно про мишар. Он описывал общую картину по Предкамью.

samtat

  • *****
  • 885
Вопросы о сословности у татар
« Ответ #9 : 14 Ноября 2015, 21:24:58 »
Тут скорее о служилом и ясачном сословии.

Вопросы о сословности у татар
« Ответ #10 : 14 Ноября 2015, 21:28:53 »
Не встречал, чтобы было написано именно про мишар. Он описывал общую картину по Предкамью.

А это Западное Закамье. Хотя не исключаю вероятности, что и там могли быть на рубеже 17-18 веков случаи перехода ясачного населения в служилое, но не уверен, что переведенные туда выполнять оборонительные функции мишари, находившиеся в служилом сословии, переходили в ясачное сословие.

Вопросы о сословности у татар
« Ответ #11 : 14 Ноября 2015, 21:33:38 »
Тут скорее о служилом и ясачном сословии.
Пришедшие на этот берег Волги мишари четко соотносились с мурзинским и служилым сословиями. Иначе мне было бы любопытно взглянуть на документы или просто на словах услышать где бы встречались случаи, что пришедшие мишари были в ясачном сословии.

samtat

  • *****
  • 885
Вопросы о сословности у татар
« Ответ #12 : 14 Ноября 2015, 21:40:38 »
Я описал как бы механизм, который мог быть и в других регионах. Вот одна цитата:


samtat

  • *****
  • 885
Вопросы о сословности у татар
« Ответ #13 : 14 Ноября 2015, 21:42:45 »
Пришедшие на этот берег Волги мишари четко соотносились с мурзинским и служилым сословиями.
О мурзах речь не идёт, скорее о рядовом составе служилых татар.

Вопросы о сословности у татар
« Ответ #14 : 14 Ноября 2015, 21:45:15 »
Тут скорее о служилом и ясачном сословии.
Разрабатывая линию предков бабушки (по маме) из Аксубаевского района РТ, которые как раз мишари, столкнулся с случаем, что они в 10 ревизии записаны государственными крестьянами. Первая мысль: мишари были ясачными? Решил написать об этом Максуму - он тоже удивился. Ну потом вышел на 3 ревизии и все нормализовалось. Моих предков, естественно, среди ясачного населения не было, а как и положено - служилые они.

Но, как я уже говорил, и возвращаясь к теме днк, подозреваю, что некоторые линии из R-YP335 и R-YP951, предки которых служилые татары, на самом деле к мишарам по происхождению отношения не имеют. Хотя если теория не подтвердится, то тоже хорошо, т.к. общие линии казанлы и мишар появятся.