Форум Татарского исторического архива

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ ОБЛИК ТЮРКСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ЮЖНОГО СРЕДНЕВОЛЖЬЯ

samtat

  • *****
  • 861
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ ОБЛИК ТЮРКСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
ЮЖНОГО СРЕДНЕВОЛЖЬЯ В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА


В статье анализируются основные характеристики социодемографического развития татарских и тептяро-башкирских поселений в конце XVIII - первой половине XIX века на территориях будущей Самарской губернии. Характеризуются основные направления хозяйственной деятельности,особенности этнических процессов, протекавших в тюркских поселениях региона.
 
http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2015/2015_3_592_603.pdf

samtat

  • *****
  • 861
Если статья не вписывается в формат форума, можно снести тему. Если, что я не против.

samtat

  • *****
  • 861
Смотрел списки населённых пунктов Сам.губернии за 1910 год : с.Алькино: жители татары-магометяне.

Если статья не вписывается в формат форума, можно снести тему. Если, что я не против.

Вписывается.

Теперь по самой статье.

По таблице №1. Этот документ мне не известен, но мне не понятно почему там взялись "тептяри содержащие ям". Либо в документе что-то перепутали, либо авторы, т.к. по Камышле все стройно становится (в т.ч. количественно), если тептяри - это тептяри, "тептяри содержащие ям" - это ясачные татары содержащие ям (или исполняющие почтовую гоньбу), а ясачные татары - это служилые татары.

Про единичный факт на всю эту территорию по крещению... плохо смотрели значит. Были еще факты перехода из ислама в христианство.

По неоднозначности тептяр. Что там неоднозначного? Во второй ревизии будущие тептяри Надыровской волости записаны в отдельную ревизскую сказку и обозначены просто "татара", а будущие ясачные татары - "безъясачные татара". До прихода в туже Камышлу (в 1730-е годы) люди могли проживать по первой переписи в другой деревне и записаны в одной книге, а вот почему придя в Камышлу их записали в разные книги мне не известно, но с этносом это не особо связано, скорее какие-то экономические соображения.

Юртовые старшины появились только при объединении тептярских казачих полков и прочего с башкирскими в единое Башкирское войско. Почему авторы связали со ссылкой на Асфандиярова реалии XVIII века об освобождение от уплаты ясака представителей башкирского сословия с действительностью середины XIX века - мне не понятно. Указанный ими Валит Сагитова может и был богатым человеком и должность какую-то занимал, лично мне это не известно, но его сын Валиулла Валитов был юртовым старшиной. Справедливости ради стоит сказать, что дед Валита Сагитова, Айдарали Яминев был старостой деревни по 3 ревизии, Ермухаммет Яминев (старший брат Айдарали) был выборным при составлении той же ревизии, а их родной дядя Абдулла Нуреев был муллой. Но освобождение от уплаты ясака и прочего - это все домыслы, к тому моменту все его платили, а в середине XVIII века - эта семья не была в числе безъясачных татар.

Про предание неких башкир-тархан с.Ермаково и с.Алькино. Комментировать смысла нет. Ужас. Отклоняясь от тему скажу, что днк-тестирование потомков "Мурат-бабая" сорвалось. Так же как и поиски потомков Тлекея Карманова тоже не шибко удачные... но лично мне хотелось бы проверить говорили ли правду потомки Тлекея о том, что их предок двоюродный брат Килея Манашева.

Статистические выкладки меня слабо интересуют, в т.ч. о количестве жен.

Про имена. Не силен в их интерпретациях. По Камышле - Кельмана не знаю, может я нормально прочитать не смог, а может они. Мрадым - подозреваю, что Муратдин его имя звучало. Имя его отца Ишкильды Кутлин. Кинзягул - у него были братья Муллагул и Девлеткул, отца звали Бирда, а деда Уразмет - эта семья прибыла из с.Сарыбиккулова между второй и третьей ревизиями, ясачные татары. Зачем приплетать какие-то там башкирские дачи XVII века, если можно спокойно выяснить откуда эта семье перебралась и когда? Проверит что-то генетически теоретически невозможно, т.к. род прервался еще в начале XIX века. Теоретически одной с ним линией должны быть некто Танатаровы, Бигатаровы и Дигатаровы, упомянутые в 3 ревизии. В принципе с одной женщиной из потомков Абдрашита Дигатарова я неплохо общаюсь, но нужных мужчин она мне найти не смогла. Но тут связь косвенная между всеми этими -таровыми, которые не факт что между собой родственники и Бирдой Уразметовым. По другим деревням материалами не располагаю, чтобы посмотреть их родословные. Но что странного в имени Одногул=Атнагул, Яналей Ахмеров, Тойгильдя - не знаю, повторюсь что в интерпретации имен не силен.

Про старожилов и т.д. Ну вы возьмите 2-5 ревизии по этим населенным пунктам и сравните - там будет ясно кто и на сколько старожил.

Дальше опять бла-бла рассуждения о башкирах и припущенниках. Какие башкиры припускали в Надыровскую волость-то?

 Как то хотел "за уши натянуть" ,без оснований и доказательств , причастность родственников Надыра Уразметева к населенным пунктам того региона.
Нашлись  внук Тойгильды -Даутко Бикмаметов и сын Тойгильды -Богайка . Тут вот и подумал, может они имели отношение к селениям Балыклы Давыткино Кармала тож. и Надырово Бакаево тож.
Есть еще один сын Тойгильды -Байтерячка (есть селение Старый Байтеряк)
И по шажаре исходящий от Мижака Асылгузина от Туйбакты идут  Мамат-Даверман-Ярмак (где то пишут Ярпас).Этот Ярмак приходится Иштиряк мулле (основателю д. Иштиряково- Лениногорский р-н) дядей. По этой шажаре подтверждения не нашел.
Но похоже все это только созвучие и случайное совпадение имен.

samtat

  • *****
  • 861
Т.е. в д.Алькина мог ли быть  тептяри ,  состоявшие в "Башкирском войске"? Потому и появились записи о "башкирах"?


Тептярей нет, служиыле тарханы и татары, и башкиры
http://pr-e-m.ru/index.php/ct-menu-item-27/ct-menu-item-43/ct-menu-item-45

Что по ссылке - у меня не прогрузилось что-то. А так - в Алькино не помню тептяр.

Мрадым - подозреваю, что Муратдин его имя звучало. Имя его отца Ишкильды Кутлин. Кинзягул - у него были братья Муллагул и Девлеткул, отца звали Бирда, а деда Уразмет - эта семья прибыла из с.Сарыбиккулова между второй и третьей ревизиями, ясачные татары. Зачем приплетать какие-то там башкирские дачи XVII века, если можно спокойно выяснить откуда эта семье перебралась и когда?

Ну и дополню информацию. По 2 ревизии по Сарыбикуллово они были записаны как "Из яицких казаков татара". Видимо из Яицкого городка прибыли, по другим деревням есть такие записи. Ну а так подозреваю, что этот Бирда Уразметов был старшим братом первопоселенца Камышлы Явкая Уразметова... а тот, я полагаю, сын Ураза Ямалкина из Москово.

samtat

  • *****
  • 861
Что по ссылке - у меня не прогрузилось что-то. А так - в Алькино не помню тептяр.
История поселения "Алькинское"

Похожее на вот этот материал:
http://tatar-duslyk.ru/selu-alkino-400-let/

samtat

  • *****
  • 861
Тептярей нет, служиыле тарханы и татары, и башкиры
http://pr-e-m.ru/index.php/ct-menu-item-27/ct-menu-item-43/ct-menu-item-45
Отсюда:

Ревизские материалы:
РГАДА, ф. 1355, оп. 1, ед. хр. 1876 «Бугурусланский уезд». Данные по 5 ревизии (1795 г.)
Кипчатская волость

Алкино служилых тархан - 60 муж. - 67 жен.
башкир - 2 муж. - 3 жен. крещеных чуваш - 160 муж. - 138 жен. некрещеных чуваш - 21 муж. - 25 жен.

Государственный архив Оренбургской обл., ф. 6, оп. 4, ед. хр. 7850. Бугурусланский уезд. 1823 г. Алкино - башкир 99 муж. п.

Откуда всё-таки башкиры? Почему записаны в разряд башкир?
======================================================

Читал списки населённых мест по Сам.губернии по нескольким периодам.

По дер.Алькино:население:
 1859г                 башкиры
 1889г                 татары, башкиры
 1900г                 татары
 1910г                 татары
 1928г                 татары
« Последнее редактирование: 24 Августа 2016, 12:08:14 от samtat »

samtat

  • *****
  • 861
В Сборнике статистических сведений по Самарской губернии. Бугурусланский уезд. 1886 г. жители д.Алькино: татары. Записаны как полные собственники на крепостной земле.

samtat

  • *****
  • 861
Тарханы и башкиры с.Алькино Бугурусланского уезда Самарской губернии в XIX веке и вопросы этносоциальной истории тюркских селений Среднего Поволжья
Ю.Н. Гусева

....Итак, Алькино в материалах ревизий XIX века фигурирует как башкирское поселение, но следует четко понимать, что наименование «башкиры» является отчасти сословной характеристикой8. Широко известно, что ясачные крестьяне различных этнических групп в Поволжье и Приуралье часто стремились поднять свой социальный статус за счет вхождения в башкирское сословие, дававшее льготы при пользовании землей и льготное налогообложение, поэтому принадлежность к той или иной социальной группе отнюдь не означает тождественность этнической группе: переходы из категории служилых татар в тарханы, причисление ясачных в тептярское сословие и т.д. – типичные ситуации, которые мы наблюдаем.

http://forum.tatist.ru/index.php?topic=509.0

А может и не от части, в частности в отношении татар. :))) Сама автор в начале статьи приводит :

Согласно данным ревизий, ведомостей духовных лиц и устным преданиям, с.Алькино образовалось на тарханских землях (Этносы Самарского края, 2003, с. 267)5. Казанские и уфимские исследователи прямо указывают, что здесь проживали башкиры бывшей Кыпчакской волости, ведшие свой род от тарханов Манашевых. Родоначальником рода был выходец из Приуралья, служилый татарин Манаш (Монаш, Мунаш) би (Башкирские шежере, 1960, с. 97–99), чьи потомки получили в 1618 году «тарханную грамоту» на «бобровые ловли, что за Камою-рекою по Кинель-речке» (Габдуллин,2006, с. 51; Исхаков).