Форум Татарского исторического архива

Казаков Е.П.

samtat

  • *****
  • 701
Казаков Е.П.
« : 16 Апрель 2015, 21:40:06 »
КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЫХ САРМАТ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ

Казаков Е. П. (Казань)


Одним из наиболее дискуссионных разделов «сарматской эпохи» Евразии является проблема поздних сармат.     Следуя многолетним бытующим точкам зрения, большинство исследователей относит к ним часть древностей  первой половины I тыс. н.э. Считалось, что в конце этого периода, в связи с гуннским нашествием, основная масса сармат исчезает. Однако, как показали исследования последних десятилетий, сарматские древности в Урало- Поволжье существуют и в последующие столетия. Выделение их до недавнего времени представлялось, из-за отсутствия надежных реперов в культуре, достаточно сложным, поскольку они были соотнесены с носителями культур других языковых общностей. В то же время многие памятники считали гунно-сарматскими (С.Г. Боталов и  др.), что также затрудняло выделение собственно сарматских комплексов. Именьковскую культуру, занимавшую огромную территорию от Приуралья до Пензенского края, и которую можно связывать с сарматами (см. ниже), исследователи относили к славянам, балтам, даже к германцам и венграм (Матвеева Г.И., Халиков А.Х., Степанов П. Д. и др.)

В настоящее время, благодаря открытию и изучению ряда новых, иногда совершенно уникальных памятников, мы можем более полно представить локализацию сарматских племен на евразийском пространстве, своеобразие культуры каждого из больших объединений, хронологии древностей, миграции населения, как правило, связанных с глобальными военно-политическими событиями евразийского характера. Для Урало-Поволжья новые материалы позволяют продлить «сарматскую эпоху» до VII в. н.э., а для Среднего Поволжья до IХ-Х вв. н.э. при этом связав их    с периодом миграционной активности. Для гуннского периода сарматские памятники известны в Башкортостане, а также в Прикамье и в Поволжье (Тураевский, Мокинский, II Старомайнский, Гулюковский и другие некрополи). Нередко они оставлены мигрантами: восточноевропейскими (II Старомайнский могильник) или азиатскими  сарматами, связанными по культуре с древностями Приуралья (Тураевский могильник).    Наиболее четко комплексы сармат по локализации, хронологии, специфической культуре, особенно по культовым комплексам фиксируются для эпохи тюркских каганатов. Решающим моментом для их определения стали  погребальные комплексы II Коминтерновского могильника, изученные Ранееболгарской экспедицией в 1984-2009 гг. в  Спасском р-не Татарстана. В числе их, несмотря на разрушение Куйбышевскоим водохранилищем большей части некрополя, изучено 84 захоронения турбаслинской (с трупоположением) и именьковской (с трупосожжением) культур. Все погребения находились рядом друг с другом, иногда в одном ряду. Захоронения с ингумацией были совершены в длинных и глубоких могильных ямах с подбоями и заплечиками в сопровождении большого количества вещевого инвентаря, а также комплекса из черепа и костей ног лошади. Типично именьковскими являлись комплексы с кремацией. Они совершались в небольших по размерам и неглубоких подпрямоугольных ямах и сопровождались кучкой пережженных костей, сосудами, и, нередко, не погибшими в огне изделиями из железа, бронзы, серебра, стекла. Предметы также, как и керамик,а были идентичны турбаслинским комплексам вещей с ингумацией. Это позволило предположить, что некрополь оставлен одним и тем же населением, использующим биритуализм в погребальной обрядности. Указанные материалы позволили определить другие подобные памятники в Урало-Поволжье, назвав их турбаслинско-именьковскими. Так могильники, где вместе существуют захоронения с ингумацией и кремацией, отмечены на обширной территории от Башкортостана до Нижнего Прикамья (Кушнаренковский, II Коминтерновский, IХ Измерский, Ташкирменьский, V Маклашеевский некрополи). По керамике, украшениям, культовым изделиям, предметам одежды, бытовому инвентарю они аналогичны многочисленным материалам из турбаслинско-именьковских поселений. На них отмечены бронзовые кольцевидные с утолщениями по кругу обереги, коньковые и фаллические фигурки и другие поделки, имеющие полные аналогии в аланских  комплексах Северного Кавказа (на основе чего и утверждается их сарматская принадлежность). Поскольку по богатым материалам массовый приход населения в Урало-Поволжье относится к середине VI в., то такую миграцию можно соотносить с событиями периода образования I Тюркского каганата. О том, что близкородственное население проживало по всей отмеченной территории, свидетельствуют не только указанные материалы, но и наличие на ряде поселений в низовьях р. Камы такой своеобразной керамики как круглодонные сосуды, поверхность которых украшена ямками (I Коминтерновское поселение и др.) Археологи Башкортостана (Н. А. Мажитов и др.)  отмечали такую посуду на многих могильниках и поселениях, относимых к сарматской турбаслинской культуре.

Таким образом, как это нередко бывает в науке, исследование только одного вышеописанного могильника позволило выработать систему выявления сарматских древностей I тыс. н.э. на обширной территории Восточной  Европы. Каждое из огромного массива племен этого населения имело специфику своей культуры. Но выработанные в течении столетий и закрепленные через постоянные контакты в евразийском мире глубокие идеологические представления во многом оставались общими. Ранее малоизвестные древности сармат, проживающих в широкой лесостепной местности и степной зоне, в эпоху глобальных военно-политических событий были сдвинуты к северу и даже пересекли р. Каму. Здесь выразительные комплексы их подверглись изучению. В VII в. турбаслинско-именьковское население было вытеснено племенами кочевых угров, представленных кушнаренковскими памятниками манякского этапа. Часть этого населения сохранилась в сармарско-саратовском Поволжье, где оно находилось во взаимодействии с болгарами салтовской культуры. В IХ в. последние двигались на север по правому берегу р. Волга через земли буртасов и привнесли в ульяновско-татарстанское Поволжье поздние сарматские элементы культуры. Такие специфические элементы ее как длинные и глубокие ямы с заплечиками и подбоями, захоронения уложенных вместе черепа и костей ног коня, серебряные уплощенные флаконовидные подвески, кольцевидные и колесовидные подвески-обереги выявлены в сотнях языческих погребениях IХ – первой половины Х в. волжских болгар.

samtat

  • *****
  • 701
Казаков Е.П.
« Ответ #1 : 17 Апрель 2015, 07:15:24 »
Цитировать
Земля Буртасов лежит между Хозарской и Болгарской землями...Одни из Буртасов сожигают покойников, другие хоронят....
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Chwolson_Dast/text2.htm