Еще по Адаево.
Михаил Худяков пишет : "По преданию, приведенному Марджани ... Знаменитая школа, в которой в течение 36 лет преподавал шейх Иш-Мухаммед сын Тугк-Мухаммеда, находилась в д. Адаеве близ Ишменева-Маскары (в Малмыжском уезде). Большим распространением в Казанском ханстве пользовался суфизм — мистическое учение с буддийским оттенком, занесенное сюда из Туркестана. Казанские суфиты были последователями известного туркестанского учителя Ахмеда Ссюви (Ясави). В книге Хисамуддина записаны имена суфитских наместников, которые являлись главою суфитов в пределах Казанского ханства и преемственно передавали один другому это высокое звание полученное ими от Ахмеда Ясави: 1) Бейраш, сын Ибраша, непосредственный ученик Ахмеда Ясави, 2) Иш-Мухаммед сын Тугк-Мухаммеда, ученик Бейраша... были погребены...Бейраш и Иш-Мухаммед близ Ишменева-Маскары в Малмыжском уезде .
Здесь хотя вопрос об учителе Ахмеде Ясави, умершем в 1166 году является, мягко говоря, очень и очень спорным, так как Худяков ведет речь о Казанском ханстве, и предположительно о примерно 1500-х годах, однако Иш-Мухаммед похоронен в д. Адаево.
Интересно .М Худяков и Р.Фахретдин оба видимо пользовались трудами Марджани, а рассуждения о разном периоде истории.Вот что пишет "Асар"1 том .Р.Фахретдин(под редакцией Миркасима Госманова).
"Ишмухамет бин Тукмухамет(Тамят) бин Нияки бин Тунлячи бин Сабырходжа бин Ямашбин Бараш бин Байтавкиль бин Абдурразак бин Сардак бин Ямин.
Тукмухамет , будучи из биев города Булгар, получил образование в Дагестане. Известен как Тукмухаммет-хафиз,Тукмухаммет-шейх.Ишмухаммет в конце 17 века был одним из прославленных людей д. Адай Малмыжского уезда( хотя к этому времени Малмыжского уезда еще не существовало- от меня), известен как Шаих-баба.....
Год кончины не известен.Могила находится в д. Адай"