ЗЫ. Возможно в еще более дальней перспективе будет выложен "Историческая справка об истории с.Камышла" Саниахметова Хозиахмета, написанная в декабре 1960 года.
Мои фотокопии оригинала "Историческая справка об истории с.Камышла" Саниахметова Хозиахмета, как водится, утеряны с жестким диском, но на просторах интернета нашел ее публикацию в рамках доклада 2017 года учащейся местной школы Мингатиновой Адели. Там не весь доклад "Справка", а публикация в ходе доклада. Прикрепляю ссылку:
http://allworldart.ru/wp-content/uploads/2016/01/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B0-%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B0.pdfТеперь немного проанализируем самую раннюю часть:
В данную справку включены сведения до начала 20 века, взятые из дневников, оставленных гражданином села Камышла Идиятовым Галиуллой, данные его дедов, прадедов пяти поколений – Идият, Бакир, Гумер и др.и дневников Сафиных Яруллы и Латфуллы, также записи, оставленные их дедами, прадедам
И чуть ниже:
В селе Камышла впервые появились шесть дворов русских, прибывших из села Старые Сосны. Позднее появились 10-12 дворов башкир. Через 60лет стали прибывать и поселяться татары из Татарии – города Бавлы. Первыми поселенцами были Айсакай, Мусакай/видимо Айса, Муса, Иса и т.д./
В тексте, на память, вроде фигурирувал и некий Исакай, возможно путаю, а возможно приперепечатке упустили. На наличие Исакая говорит взятая Саниахметовым в две косы черты пояснение где фигурируют Айса, Муса и Иса. Мне кажется, что информация про Айсакая и Мусакая, скорее всего, идет от Идиятова Галиуллы. В целом же, итак понятно кто скрывается за Айсакаем и Мусакаем. Это братья Муса (1719 г.р.) и Гайса (1716 г.р.) Юсуповы. Возможно сыновья Юсупа Куручева. Эта семья переселилась из д. Старое Резяпова на р.Камышле между 1746 и 1762 годами. Также обратим внимание на перечисленных им предков Идиятова Галиуллы: Идият, Бакир, Гумер. Гумер - в принципе, в ревизиях Камышлы почти не встречающееся имя. Идият и Бакир тоже очень редкие имена. У Гайсы Юсупова были сыновья Бакир (1756 г.р.) и Гумер (1762 г.р.). Идият (видимо отец или дед Идиятова Галиуллы) тоже есть в этой родословной - Идиятулла (1826 г.р.) - Ильяс (1805 г.р.) - Бакир - Гайса Юсупов. Первопоселенцами они не были, т.к. были другие, а эта семья во второй ревизии показана по упомянутой ранее Старой Резяповой. Не вполне понятно к кому относятся эти "первопоселенцы" к тем 10-12 башкирским дворам или к татарам из города Бавлы. Кстати, любопытное упоминание Бавлов. Интересно откуда оно взялось и есть ли под этим реальная основа о переселенцах из Бавлов или ближайшей бавлинской округи? Полагаю, что скорее всего названный Айсакай и Мусакай информатором Саниахметова относились к 10-12 дворам башкир. И тут, вероятно, имеется ввиду переезд (или слияние?) большой группы жителей Старой Резяповой на р.Камышле в саму Камышлу.
Еще один любопытный момент:
Есть легенда, якобы возле Камышлы была война . Во время боя был тяжело ранен некий большой начальник-генерал и оставлен в камышах/видимо в панике/ . Надир из села Камышла со своим товарищем Чанкабиром, спасли этого генерала. Якобы они сделали из камышей носилки и вынесли с поля боя в тыл раненого генерала. Потом через определённое время этот генерал приехал в село Камышла, разыскал Надира и ему предложил дар за его спасение - «сколько хочешь бери денег, золото и т.д.». Надир от золота отказался, он попросил земли. Ему дали землю в радиусе 50 верст и грамоту, в которой говорилось о предоставлении льгот жителям, проживающим в селе Камышла. Жителей освободили от всех повинностей: от уплаты налогов, воинской повинности и др. Кто пользовался льготами называли башкирами, а тех кто приезжал жить позже, называли ясачными. Они не пользовались льготами. Эта грамота после смерти Надира перешла деду Шарифу, позже - старухе Шарифе. В последствии эта грамота сгорела в пожаре. После этого все льготы и привилегии были отменены.
Тут много интересного, но пока сконцентрируемся на льготах. По этой версии башкиры, сиречь тептяри или к тому времени просто называемые ясашными татарами, платящими 8-гривенный тептярский ясак, - были освобождены от уплаты налогов и рекрутчины. Не видел такой информации ранее. Вроде, именно ямских татар освободили от рекрутчины и уплаты налогов. Про приезжающих позже... в основном приезжали другие тептяри по ревизиям. Ямские татары почти не знают включения по ревизиям. Собственно, был приезд семейства Бирды Уразметова с племянниками между 1746 и 1762 годами (скорее всего чуть ли не в 1747 и переехали) и переезд из Резяпова братьев Кусяпа и Курманая Утяповых между 1762 и 1784 годами.