Форум Татарского исторического архива

д.Адаева, что по речке Абычей, Арская дорога, Казанский уезд

По деревне Аты - если это связано с деревней Адаево Кукморского района, то может быть деревней Сабанчино того же района. Аты - татарское название этой деревни, как в самой деревне, так и в окрестностях деревня так и называется - Аты. Сабанчино - от слова Сабанчы - плугарь, или плужник, то есть работающий с плугом. Сабанчино - официальное название этой деревни. Расположена примерно в 10 км от Адаево.

Возвращаясь к теме изучения родословной тарханов Хусаина и Хасана -предков Надыра Уразметева.
Просматривая публикацию "Мусульманские приходыв Самарской губернии в 19-20вв" наткнулся на  запись
"В истории возникновения значительного количества татарских поселений на территории Бугульминского, Бугурусланского и Мензелинского уездов важное значение имеет так называемая Надыровская волость — земельное владение служилого татарина Надыра Уразметова, поселившегося вместе с другими инородцами ранее 1719 г. между уездами Казанским и Уфимским, по рекам Заю, Шешме и Черемшану .162"
Вот ссылка на литературу
"162 Еще в 1625 г. его предку — служилому татарину д. Каратай Арской дороги Казанского уезда Кадышу Бахтееву были пожалованы на условиях тарханства пространства земли от вершины р. Мензелинской через реки Зай, Шешму, через Сок и вершины р. Терек Корт до Тарханской дачи, до вершины р. Сок по большой Сакмарской соляной и Уфимским дорогам через Кармалинское устье вершины р. Мензелинской (Денисов Д. Н.  История заселения и этнокультурное развитие татар Оренбургского края (XVІІІ— начало XX вв.) // Дис. ... канд. ист. наук / Д. Н. Денисов.— Оренбург, 2004. . С. 41).
 В инете полной версии диссертации не нашел.
 Нужно бы проверить эту страницу 41.
Если запись относится к предку-родственнику Уразметева,то получается ,что   все таки часть Надыровской волости уже принадлежал его клану.
д.Коротай по татарской энцеклопедии считается возникшим еще в период Казанского ханства.Но последнее упоминние его в писцовой книге Казанского уезда 1602-03гг как деревня служилых новокрещен и ясачных.Потом следы надолго теряются.Оказалось что нынешняя д.Каратай имеет отношение только отчасти к этой старой деревне.В период до 1664 года деревня по какой то причине опустела и жители расселились по окружным деревням Нурмабаш, Ишнарат, Угез-Елга и в новообразованный починок Новый Каратай, который и является теперешней д.Каратай.
« Последнее редактирование: 10 Сентябрь 2016, 00:31:23 от salavat-nab »

Вот она связь!!!

 После занятия этой земли Надыр Уразметов со товарищи в 1729 г. просил Сенат утвердить эти земли за ними. Границы на "вотчинную ево землю", по словам просителя, состояли по следующим урочищам: "от вершины речки Мензелы чрез речки Зай, Шешму, Черемшан, Сок и вершины речки Терек Корт до тарханской дачи даже до самой вершины оной речки Сок и по сыртам по большей Сакмарской соляной и Уфимским дорогам чрез речку Менли и Карамалинское устье до самой вершины вышеозначенной речки Мензелы" 19
 19  РГАДА. Ф  248. Оп.67. Кн.5959. Л.436.
Границы один в один!
« Последнее редактирование: 10 Сентябрь 2016, 01:12:56 от salavat-nab »

Отличная работа! Нужно поискать эту деревню Каратай по 1678 году

Возвращаясь к теме изучения родословной тарханов Хусаина и Хасана -предков Надыра Уразметева.
Просматривая публикацию "Мусульманские приходыв Самарской губернии в 19-20вв" наткнулся на  запись
"В истории возникновения значительного количества татарских поселений на территории Бугульминского, Бугурусланского и Мензелинского уездов важное значение имеет так называемая Надыровская волость — земельное владение служилого татарина Надыра Уразметова, поселившегося вместе с другими инородцами ранее 1719 г. между уездами Казанским и Уфимским, по рекам Заю, Шешме и Черемшану .162"
Вот ссылка на литературу
"162 Еще в 1625 г. его предку — служилому татарину д. Каратай Арской дороги Казанского уезда Кадышу Бахтееву были пожалованы на условиях тарханства пространства земли от вершины р. Мензелинской через реки Зай, Шешму, через Сок и вершины р. Терек Корт до Тарханской дачи, до вершины р. Сок по большой Сакмарской соляной и Уфимским дорогам через Кармалинское устье вершины р. Мензелинской (Денисов Д. Н.  История заселения и этнокультурное развитие татар Оренбургского края (XVІІІ— начало XX вв.) // Дис. ... канд. ист. наук / Д. Н. Денисов.— Оренбург, 2004. . С. 41).
 В инете полной версии диссертации не нашел.
 Нужно бы проверить эту страницу 41.
Если запись относится к предку-родственнику Уразметева,то получается ,что   все таки часть Надыровской волости уже принадлежал его клану.
д.Коротай по татарской энцеклопедии считается возникшим еще в период Казанского ханства.Но последнее упоминние его в писцовой книге Казанского уезда 1602-03гг как деревня служилых новокрещен и ясачных.Потом следы надолго теряются.Оказалось что нынешняя д.Каратай имеет отношение только отчасти к этой старой деревне.В период до 1664 года деревня по какой то причине опустела и жители расселились по окружным деревням Нурмабаш, Ишнарат, Угез-Елга и в новообразованный починок Новый Каратай, который и является теперешней д.Каратай.

Интересно кто такой Кадыш Бахтеев? Это не предок Уразметова, во всяком случае они такого не заявляли. Судя по приведенной переписи в первом сообщении отождествление с Бахтея с Туйбахты тоже несколько натянуто... во всяком случае в 1678 году живы и имеют детей потомки Туйкильде, в том числе и сам Тойбахтка, а Кадыш был видимо в возрасте не менее 20 лет в 1625 году.

Отличная работа! Нужно поискать эту деревню Каратай по 1678 году
Покопался.
В 1678 году этой деревни нет.Написано что деревня опустела и 15 ясаков пустых написано в приправочной книге 172 года(1664г).Запись сильно потрепан.Из обрывков понятно,что перешли в разные деревни. М .Ахметзянов про предков Монашевых(дальний родственник Уразметева) пишет ,что жили в д. по реке Шошме.в.д на пустоши по р.Шешме по обе сторны(энцеклопедия пишет что эта деревня теперешняя Шошмабаш).
По 1678 году по этой деревне ясаки,мельничные оброки связанные с д.Коротай платили Байряш Кадыров(сказался Кадышев),(оброк умершего Кадырки Болтаева),Ильмячка Кадышев,Кебечка Кадышев.Надо проверит их -не связаны ли с Кадышем Бахтыевым.