" В 1554 году мариец по имени Свирка с женой Бика, оба они выходцы из деревни Арти-Шигири, становятся основателями новой деревни Татеманзельга. По преданию, свою избушку они поставили на берегу реки среди зарослей ольхи и тальника. На этом месте сейчас песчаный карьер. В семье один за другим рождаются четверо мальчиков: Кончура, Кангильде, Канибек и Янибек. Поскольку Бика была татаркой, вскоре здесь обосновываются еще несколько татарских семей. Свирка, живя бок о бок с мусульманами, перенимает их веру.
Проходит время, и деревенский сход принимает решение перенести жилища в более удобное место- на склон высокой горы, внизу которой течет река...
Откуда мне это известно? Да потому что живы потомки марийца Свирки, его праправнуки Зуфар Ахметов и Ильяс Абдуллин. Они рассказывают, что их родословное дерево состоит из двух ветвей. Первая - это Свирка-Кончура-Хабибулла-Ахматулла-Муллаян-Зуфар. Вторая ветвь - это Свирка-Кангильде-Давлетша-Афризон-Эфенди-Дильмухамет-Абдулла-Ильяс.
Но продолжу историю этих мест. По ходатайству жителей губернатор Перми выделяет деревенской общине новые земли (со стороны деревни Соколя). Наименование "Соколя" - это трансформировавшееся словосочетание "су киля", то есть земли, откуда вода идет (су-вода, киля-идет).
А вот тамошняя речка называется Яман елга. Легенда утверждает, что некий башкирин, пересекая реку на лошади, чуть не утонул в ней. Когда его спасли, он произнес" "Бик яман елга!" (Очень коварная река!"). Ну и, соответственно, деревню на месте его спасения тоже стали называть Яман елга.
В начале семнадцатого века несколько семей татар-кунгурцев, живущих в Пермской губернии, Кунгурском уезде, из аймака Иксанова переселяются в деревню Еманзельга. Они срубая, вековые деревья и выкорчевывая пни за рекой, основывают свое поселение. Таким образом возникшую улицу назвали Старое Заречье. Леса и луга заречные стали принадлежать кунгурцам, они сюда чужих не пускали.
В 1860 году в Старом Заречье появляется первая мечеть. Деревня расширяется, появляется Новое Заречье. В 1877 году на месте, где сейчас стоит школа, была возведена вторая мечеть.
Численность населения деревни выглядела так:
1860 год - дворов 126, количество жителей 821
1917 год- дворов 210, количество жителей 840
1958 год- дворов 239, количество жителей 836
1984 год - дворов 220, количество жителей 889
1986 год - дворов 243, количество жителей 582
Как нетрудно увидеть число жителей деревни редеет...
До 1930-х годов жили по мусульманским обычаям, слушались священнослужителей. Их имена помнят - Хади мулла, Зиятдин мулла, Габдулхак мулла. А теперь нет ни мечетей, ни мулл! Что очень прискорбно. Хочется верить, что потомки правоверных воспрянут духом и восстановят в деревне традиции ислама. А это сразу улучшит нравственную атмосферу в деревенском обществе.
Все эти сведения я почерпнул из беседы с Гульсиной Сафиной, обладающей прекрасной памятью и болеющей душой за родную деревню Татеманзельга. За что я очень благодарен ей".
Источник: Мухамеднур Муллануров "История деревни Средний Бугалыш Красноуфимского района", 1996 год