Форум Татарского исторического архива

РГАДА, фонд 248, опись 3, книга 132

РГАДА, фонд 248, опись 3, книга 132
« : 20 Июля 2016, 10:41:24 »
 Из судного списка по челобитной башкир Байлярской волости Казанской дороги на строителя Камской Богородской пустыни старца Афанасия 1695 г.

Копия От великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича, всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца, на Уфу стольнику нашему и воеводе Василью Федоровичю Леонтьеву да подьячему Федору Юрьеву. В прошлом во 190-м году августа в 23 день били челом нам, великому государю, Уфинского уезду Казанской дороги Байлярской волости разных деревень башкирцы Арычка Тохтамышев с товарыщи, з братьями и племянники. Платят-де они на Уфе в нашу, великого государя, казну окладного ясаку по разным статьям шеснатцать куниц на год да в Казань – четыре батмана меду да денег семнатцать алтын пять денег. А с которой-де вотчины платят они ясак, и та-де вотчина по Ику реке по обе стороны: верхнея межа – озеро Большое, а нижнея межа – озеро ж Бурла. И те озера их же. Да в тех же межах озеро Ягыр, а по Ику же реке бортной ухожей, рыбные ловли и бобровые гоны. И тою-де вотчиною по Ику реке и озерами истари владели прадеды и деды и отцы их. И они-де владеют же по нашему, великому государя, указу и по грамоте. А ныне-де тою их вотчиною и рекою Иком и озерами владеют многие годы неведомо по какому указу Костромсково Богоявленского монастыря Камской Богородицкой пустыни строитель старец Афанасей з братьею. А им тое-де вотчину дана прадедам и дедом и отцем их и им наша, великого государя, жалованная грамота. И та-де вотчина их, а не манастырская. Да им же-де дана на тое ж вотчину на Уфе из Приказные избы владеная память за печатью. И нам, великому государю, пожаловать бы их: велеть тое их вотчину по Ику реке, рыбные ловли и озера по старым крепостям и межам отказать за них и о том дать им на Уфу нашу, великого государя, грамоту. И в прошлом в 200-м году марта в 14 день по тому ево, Арычкову, с товарыщи, з братьями и с племянники1 //л. 3 об.// челобитью послана наша, великого государя, грамота на Уфу. Велено ему, Арычке, с товарыщи, з братями и с племянниками тою вотчиною владеть по крепостям и по окладным книгам. И тое их вотчину по крепостям велено от иных помещиков отмежевать. И в прошлом же в 200-м году маия в 11 день бил челом нам, великому государю, Богоявленского манастыря архимандрит Корнилий з братьею. В 200-м же году били челом нам, великому государю, Уфинского уезду Казанской дороги Байлярские волости разных деревень башкирцы Арычка Тохтамышев с товарыщи на них, архимандрита Корнилия з братьею, бутто-де дан им после прадедов и дедов и отцов их бортной ухожей и рыбные ловли в урочищах по реке Ику по обе стороны: верхнея межа – озеро Большое, а нижнея межа – озера Урла. Да в той же-де бутто их водах озеро Ягыр. И тою вотчиною, рекою Иком и озерами, владеют бутто Богоявленского их манастыря Камской Богородицкой пустыни строитель старец Афонасей з братьею [...] 2шему, великого государя, указу, а по их, Арычкову, челобитью послана наша, великого государя, грамота. Велено [...] 3 их башкирского челобитья вотчины их от помещиков отмежевать. А манастырские их оброчные земли и рыбные ловли в Казанском уезде да у них же- де наше, великого государя, жалованя вотчина в Московском уезде на речке Наталице сельцо Бережное да деревня, что была пустышь, Пятино с пустошми смежно окольничего Василья Федоровича Стрешнева с подмосковною ево вотчиною с сельцом Явсиковым. И того села с людьми ево и со крестьяны многие //л. 4// соседственные и земляные ссоры и недружбы. А ныне- де он, окольничей Василей Федорович, на Уфе воеводою. И нам, великому государю, пожаловать бы ево, архимандрита з братьею: не велеть бы их башкирскому ложному челобитью поверить и окольничему Василью Федоровичю Стрешневу за недружбою те их манастырские оброчные земли межевать, а велеть бы им о том межеванье дать нашу, великого государя, грамоту мимо ево, Василья Федоровича. И по тому ево, архимандритову, з братею челобитью послана наша, великого государя, грамота на Уфу к нему, окольничему и воеводе, к Василью Федоровичю. За недружбою тех земель и рыбных ловель межевать ему не велено, а велено межевать те земли и рыбные ловли ис Казани. И в Казани те земли межеваны ль – о том к нам, великому государю, к Москве не писано и межевых книг в Приказ казанского дворца не прислано. И в прошлом 202-м году писал к нам, великому государю, с Уфы окольничей и воевода Василей Федорович Стрешнев и прислал межевые книги межеванья ротмистра Семена Пекарского да Приказной избы подьячего Федора Дубровина прошлого 200-го году июля 5 числа. А в тех книгах написано: отмежевано Уфинского уезду Казанской дороги Байлярской волости башкирцом Арычку Тохтамышеву з братьями и с племянники вотчинной бортной ухожей и рыбные ловли от иных помещиков-вотчинников по старым межам: верхнея межа – по Ику реке озеро Большое смежно Байлярские волости з башкирцы, с Ириком Акаевым с товарыщи, а нижнея межа – на низ по Ику реке озера Урласмежна Костромского Богоявленского манастыря Камской Богородицкой пустыни с рыбными ловлями. Да в тех же ево, Арычковых, водах озеро Ягыр. Да в Приказе ж казанского дворца челобитчики Ишалейка Чювашаев с товарыщи подал со владеные памяти список, а в нем написано: в прошлом во 198-м году декабря в 21 день били челом нам, великому государю, а на Уфе в Приказной избе стольнику и воеводе Ивану Толстову Уфинского уезду Казанской дороги Байлярской волости башкирцы разных деревень Уразайка Бекбердеев, Арычка Тохтамышев, Коимка да Ирчика Кулмаметевы, Тохтамышко Айтуганов, Азичка Келдыбышев,1 //л. 4 об.// Урмекейка Тохтамышев, Кузметка Тленчиев з братьями и с племянники подали челобитную. А в челобитной их написано: с прошлых-де лет деды и отцы их и они владеют вотчиною по Ику реке по обе стороны. Верхнея межа – озеро Большое, а нижнея межа – озеро Ягыр. А по Ику реке бортной ухожей и рыбные ловли и бобровые гоны. А ясаку с той вотчины платят по шестнатцети куниц на год. И в прошлом-де во 184-м году на тое их вотчину ис Приказные избы дана им владеная память. Да в той же вотчине в межах сенные покосы. И те сенные покосы в той владеной памяти за ними не написаны. А тем сенным покосом межи: верхнея межа – Большое озеро, нижнея межа – Бережное озеро да озеро Ичени. И чтоб мы, велики государь, пожаловать их: велеть на тое вотчину против прежней владеной памяти на те сенные покосы дать вновь владеную память, а в нашу, великого государя, казну впредь прибыли с тех сенных покосов станут платить ясаку по две куницы на год. А в ясашных книгах и во владеной памяти, какова им, Уразайку с товарыщи, дана, написано: деревни Байляр за Камою рекою на чюваше, на Арычке Тохтамышеве, да на Агышке Бегееве – три куницы; деревни Тураево на Ря[...] 1юме, на Имангуле да на Ишмаметке Калмаковых [...] 2 реки от Калдышского устья до речки Нарыш Мокл[...] 3 по обе стороны до речки Каранды с устья до вершины по обе стороны да озеро Павлу и с ыстоков – три куницы; деревни Семеновы, что в вершине речки Мушуги, на [...] 4 Каляеве да Карысае Азимбетеве [...] 5 земли [...] 6ных покосов сверх казанского ясаку – три куницы; деревни Тураевы Ипкулметке Енабееве с племянником Исманком с вотчины, что по Ику реке по обе стороны да по Шилне речке в верх с одну сторону да по Калмаше речке по одну ж сторону, Безкесеню по обе стороны с вершины и до устья да по речке Секашу по обе стороны с вершины и до устья, – четыре куницы. И по нашему, великого государя, указу и по помете на выписке стольника и воеводы Венедикта Хитрова и по прежним примером на башкирцах деревни Байляр, на Арычке Тохтамышеве, на Агышке Сегееве, деревни Сюмень на Уразайке Токпердееве да Мамеделейке да на Ишметке Кармановых, деревни Семяновы //л. 5// в вершине речки Мешугина Бекчюрке Калееве, Нарыске Азимбетеве, деревни Тогаевы на Келшеметке Еналееве с племянником Исмалком прежней их ясак в ясашных приходных книгах написан, и впредь им платить велено всем вопче, хто с чего платил. Да сверх того на безъясашных их сродичей, на Кулмекейке и на Кулмекайке, ясаку против челобитья их две куницы написаны ж. И в прошлом во 198-м году декабря в 21 день по нашему, великого государя, указу и по выписке за пометою стольника и воеводы Ивана Толстова велено челобитчиком Арычку с товарыщи против их челобитья вотчиною, сенными покосы, в межах: верхнея межа – Большое озеро, а нижнея межа – Бережное озеро да озеро ж Игеня по Ику реке владеть, будет сенные покосы в их вотчине и в межах в урочищах и спору и челобитья ни от кого нет. А ис тех сенных покосов против их челобитья сверх прежняго ясаку платить им вновь всем вопче по две куницы на год. И тот ясак на них в приходных ясашных книгах написать. И в прошлом в 202-м году сентября в 29 день били челом нам, великому государю, Уфинского уезду Казанские дороги Байлярские волости деревни Тураевы башкирцы и ясашные татаровя Ишелейка Чювашев с товарыщи. В прошлых-де в 75-м, в 89-м годех по указу блаженные памяти великого государя, царя и великого князя Иоанна Васильевича, всеа Росии, даны родственником их, прапрадедом и прадедом и дедом и отцом их, Бигечку Чювашеву, Ширдербышку Милкоманову да Тевкейку Тохтамышеву, Байтемирке Еналееву вотчины, что ныне в Уфинском уезде в урочищах по Шилне речке по обе стороны. А напред того та вотчина бывала за башкирцом Тохтамышем. Да из деревни Томы бортной ухожей на Каме реке по обе стороны Камы реки да за Камою рекою по Ику по обе ж стороны выморок Акозинко Обашева с товарыщи. А напред того та вотчина была за башкирцом же, за Байком Москариным. Ис тех-де даных вотчин те их родственники платили в нашу, великого государя, казну оброку на год по полтретя батмана меду да пошлин три алтына беспол деньги. И даны им по тем межам на те вотчины владеные памяти. А в тех своих вотчинах те их родственники против тех своих крепостей в межах против дач по Ику реке по обоим сторонам, верхнею межею Большим озером, а нижнею межею озером Орловым, да в тех же межах озеро Ягыр да озеро Улюк, река и с ыными озеры и с леснымиречками, кои в вышеписанных их родственников в дачах в бортных ухожьях,1 //л. 5 об.// с Ыку реки по обе стороны и по Ижу реке по обе ж строны да по Шилне речке вверх с одну сторону да по Калмашу речке по одну ж сторону да по речке Бексесеню по обе стороны с вершины и до устья да по речке Секешу по одной стороне с вершины и до устья и по тем межам и урочищам бортным ухожьем и рыбными и звериными ловлями и сенные покосы и всякими угодьи владели. И после тех дач в тех даных своих угодьях те их родственники поселилися деревнями в разных местех. Деревнею Тураевою поселились близ устья Ику реки, по которою деревнею ныне о старинных их покосех учинился быть спор. А после смерти тех их родственников теми ж вотчинами владели отцы их и иные родственники. А в тех их вотчинах родственником их по вышеписанным межам и урочищам налог и обид и спору и челобитья ни от кого не бывало. И в прошлых-де годех с тех вотчин они платили в нашу, великого государя, казну медом и деньгами против прежняго с прибавкою. А как-де их против прежняго по челобитью многолюдно делилися от отцов дети, а от дядев – племянники, и они-де с той же вотчины перед прежним учинились нам, великому государю, многую прибыль платить в нашу, великого государя, казну по ясашным и оброчным книгам на год по четыре батмана меду да по семнатцети алтын по пяти денег да по шеснатцети куниц да по две лисицы. Да в прошлых же-де годех, тому ныне лет с сорок и больши, в той же их крепостной вотчине в Уфинском уезде по одну сторону речки Шилны поселилися новопришлыя жители и двемя деревнями Шилнами из найму у родственников их и владели [...] 2 и другую сторону той речки Шилны пашенною землею и сенными покосы. А в то-де время они, шилнинские жители, судом и росправою ведомы были на Уфе. И после той селитьбы вскоре в прошлом во 159-м году по нашему, великого государя, указу, а их, шилнинских жителей, промыслом к тем их деревням Шилнам Семен Карев амежевал им их вотчинную землю и сенные покосы к их вотчинной крепостной земле, где они поселилися житьем, и грани учинил. И в то время они, шилнинские жители, им за тем межеваньем обид и налог и никакого утеснения не чинили. А как-де они, шилнинские крестьяня, почели быть под судом в Казани, а семеновы грани межеванья ево погнили, а иные погорели, и в то время те шилнинские крестьяня //л. 6// Малафейка же Ковнаков да Алешка Елисеев да вновь пришлые жители Костромского Богоявленского манастыря приписные Ицкие пустыни слуга Васка Бутов да Янбахтина манастыря крестьяня, которые поселилися на их же вотчинной земле, и учали они у них и сверх межеванья Семена Корева в их же межах сенные их покосы насильством своим косить и вновь их называть своими. И не только б им, шилнинским крестьяном, за межами и за гранями Семена Карева довелось в сенные их покосы вступитца, где они поселяся живут. И та-де вотчинная земля за их же родственники в крепости в старой даче в 75 году по обе стороны речки Шилны написано имянно. Да в прошлом же 200-м году по челобитью в Казани Казанского уезду села Чалнов з деревнями крестьян Оски Петрова, Савки Хлопунова с товарыщи елабужскому воеводе Ефиму Панкратьеву сыну Зыбину велено в Казанском уезде пашенные земли и сенные покосы размежевать с окольними рускими людьми по крепостям против Семеновых книг Карева 159 году. И он, Ефим Зыбин, посягая на них, прошал с них больших взятков. А сказывал: у себя нашу, великого государя, грамоту ложно, бутто ему по той грамоте велено в Уфинском уезде размежевать земли их, сенные покосы от Казанского уезду. И они тем ево затейным словам не поверили для того, что о том на Уфу к ближнему окольничему нашему и воеводе, к Василью Федоровичю Стрешневу, нашего, великого государя, указу и послушной грамоты не прислано. И он-де, Ефим, утая старинные сенные их покосы в Уфинском уезде по одну нижнею сторону Ику реки отмежевал и отгранил по указыванью крестьян деревни Верхней и Средней Шилнов, которые крестьяня те их покосы косили насильством. И учали они ж вновь называть своими, не призывая их к межеванью своему … их покосы и не приняв у них на них старинные их крепостей. И то он, Ефим, учинил им явное раззорение. А по нашему, великого государя, указу спорные земли межуют и гранят по розыску многих сторонних людей, а не челобитчики. И то ево, Ефимово, неправое межеванье явило. Потому в казанской отписке против ево, Ефимова, письма к ближнему окольничему нашему и воеводе, к Василью Федоровичю Стрешневу, написано1 //л. 6 об.// имянно, что он, Ефим, те их покосы межевал и гранил по указыванью бутто сторонних людей, деревни Верхние и Средние Шилнов крестьян. А ныне тех деревень крестьяня в тех их покосах и насилия чинят и своими называют. По чему указыванью он межевал мимо нашего, великого государя, указу в Уфинском, а не в Казанском уезде, и по тому-де ево неправое межеванье и обличилось явно. И как-де на Елабуге быв воеводою, он, Ефим Зыбин, наглостью своею и многими взятками их, иноверцов многих людей, раззорил без остатку. А по нашему-де, великого государя, указу Уфинского уезду башкирцов и всяких иноверцов судом и росправою велено ведать на Уфе, а не в Казанском, при суде елабужскому воеводе. А в тое их вотчину, в вышеписанныя урочища, по нашему, великого государя, указу, а по их челобитью велено с Уфы послать и про тое их вотчину розыскать большим повальным обыском старожил и знающими окольними  людьми, а не пришлыми беглыми крестьяны, которые поселились вновь. И в тое их вотчину с Уфы посылан ротмистр Семен Пекарской. И про тое их вотчину розыскивал, и тот розыск и межевые книги присланы к Москве в Приказ Казанского дворца. И нам, великому государю, пожаловати б их: велеть против сего их челобитья про те ево [...] 1фимовы обиды и налоги и про взятки и про всякое разорения и мучительство их и работные их людей про гра[...] 2 и неправое ево, Ефимово, межеванья отставить. А которые столбы и грани в том ево неправом межеванье объявитца в лишке не против грани Семена Карева и Семена Пекарского, и велеть бы те ево, Ефимовы, грани выметать вон и о том с Уфы послать ково пригож, чтоб им, служилым людем, служеб не отбыть; а на ясашных бы людях медвеной и куничной и всякой ясак в доимке не был, и в конец бы им от того ево разорения и достал не разоритца. И по тому розыску наш, великого государя, указ учинить и о том дать им на Уфу нашу, великого государя, грамоту. И в прошлом в 202-м году октября в 9 день по нашему, великого государя, указу велено против //л. 7// их башкирского челобитья про налоги их и обиды и про взятки розыскать, а вотчин их, башкирских, и всяких угодей и прежняго и нынешняго межеванья против старых их, башкирских, крепостей и дач досмотрить старожилы и с окольними ближними людьми и про спорные их, башкирские, угодья розыскать против крепостей и дач подлинно и учинить тем их спорным вотчинам и всяким угодьям чертеж и на чертеже признаки и урочища подписать имянно. А для того розыску и досмотру и чертежу послать ис Казани и с Уфы по человеку дворян и подьячих добрых. И розыскать и досматривать и чертеж чинить велеть им, дворяном, съехався обеим вместе вправду, никому не наровя, чтоб впредь спору и челобитья ни от кого не было. И розыск и досмотр и чертеж прислать в Казанской приказ. А вотчиннами их, башкирскими, и всякими угодьи велено им, башкирцом, владеть по старым их крепостям и по дачам, которые их, башкирские, вотчины и угодья объявитца по их розыску и по досмотру и по чертежу отмежеваны у них, башкирцов, ныне напрасно из их, башкирских, дач и крепостей. И теми вотчинами и угодьями велено владеть им же, башкирцом, по прежним по дачам и по крепостям и послать о том в Казань и на Уфу к воеводам грамоты. И по той нашему, великого государя, указу на Уфу к окольничему нашему и воеводе, к Василью Федоровичю Стрешневу, наша, великого государя, грамота послана октября в 10 день 202-го ж году. И в нынешнем 205-м году октября в 7 день писал ты к нам, великому государю: по нашему, великого государя, указу и по грамоте для сыску и чертежу посыланы с Уфы уфинец Борис Аничков да Приказные избы подьячей Федор Дубровин. И они-де, Борис Аничков и подьячей, подали тебе сыск и чертеж за своими и сторонних людей руками. И тот сыск и чертеж прислали к нам, великому государю, к Москве в Приказ казанского дворца. А в сыску и в чертежу написано: Уфинского уезду разных деревень башкирцов дватцать три человека, татар два человека, всего дватцать пять человек, сказали: Ефим Зыбин //л. 7 об.// Байлярские волости башкирцом и ясашным татаром Ишелейку Чювашаеву с товарыщи налоги и обиды чинил и взятки имал и в тюрьму сажал. То-де они слышали. А вотчины по Ику реке по обе стороны, верхнея межа – озеро Большое да озера Урла да Ягыр и бортной ухоже и звериные и рыбные ловли и сенные покосы истари Байлярские волости башкирцов Ишелейка Чювашаева с товарыщи и прадедов и дедов и отцов их. А елабужской воевода межи и грани поставил в их, Ишалейкове с товарыщи, вотчине и отмежевал у них сенных покосов многое число насильно без сторожильцов и в рыбных ловлях и в сенных покосех всякое насильство чинил и на стан приезжал и их, башкирцов, и работных людей грабил и семи человек к себе уводил и в тюрьме держал. А слышали-де они от сторонних людей, что он, Ефим, взял с них сто рублев денег да с них же имал лошадьми, а сколько – того они не ведают. Да и к тому сыску те обыскные люди тамги свои приложили. Да в нынешнем же 205-м году октября в 8 день били челом нам, великому государю, Уфинского уезду Казанской дороги Байлярской волости башкирцы Арычко Тохтамышев с товарыщи. Вотчина-де у них прадедов и дедов и отцов их в Уфинском уезде по Ику реке по обе стороны бортныя ухожья и рыбные ловли и сенные покосы и всякия угодья. И в тех-де их угодьях завладели многою землею Казанского уезду шилнинские крестьяня и грани свои, захвотя многою их землю, поставили до Костромского Богоявленского монастыря крестьяня, потому что их старые межи и грани все погнили и погорели. И по их-де, башкирскому, челобитью и по грамоте послан был с Уфы для розыску уфинец Борис Аничков. И про тое их землю и про всякие угодьи розыскивал. И тот розыск и чертеж прислан к Москве в Приказ казанского дворца. И нам, великому государю, пожаловать бы их: велеть с той их волостной старинной земли те грани, которые ныне поставили шилнинские крестьяня, выметать вон, а поставить новые межи и грани по старым их межам и граням //л. 8// и урочищам. А велеть бы с того розыску и с чертежу на ту их старинную крепостную вотчину дать им нашу, великого государя, жалованную грамоту за красною печатью. Да октября ж в 11 день нынешнего 205 году били челом нам, великому государю, они ж, башкирцы. В прошлых-де годех в Казанском уезде по откупу на Каме реке владели рыбными ловли лаишевец Василей Куклин с товарыщи в своих откупных водах. А им-де обид и разоренья и всякого утеснения не было: в их рыбные вотчинные ловли не въезжали и сен не кашивали и бортных ухожевых дереве не рубливали. И после ево, Василья Куклина, те камские рыбные ловли были на откупу за казанцом, за Савою Аристовым. И от него, Савы Аристова, им, башкирцом, также обид и разорения не было. И после ево, Савы, теми ж водами владели из откупу ж казанской служилой татарин Агыш Акманов, Симак Тураев многие годы. И насильства в вотчинах их и в водах, обид и налог и всякого разорения от них никакова им не было. Ловили ватагами, а не юртом. И после-де того служилого татарина Агыша Акманова с товарыщи теми ж камскими водами владеют по откупу с Костромы Богоявленского манастыря архимандрит Корнили з братею. И сверх-де тех своих откупных вод он, архимандрит, з братею владеют по Каме реке их рыбными ловли ватагами многие годы. А ныне-де он же, архимандрит, на их ясашной старинной вотчинной земли поселились многих боярских беглых крестьян шездесят пять дворов. И те- де поселенные крестьяня, живучи на их вотчинной ясашной земли, чинят им обиды и налоги и всякое разорения, сена косят //л. 8 об.// и животину всякую большую и мелкую к себе в деревню загоняют и конские стада отгоняют и скотину и лошедей держат у себя многое время и, моря голодом, отдают на выкуп, емлют деньги и скотиною и лошадьми и жеребятами и в вотчине их бортные деревья рубят и пчелы дерут и рой обирают и к себе в деревню увозят. И порубили у них в той их вотчине многие бортные деревья, многие посекли и к себе на селидьбу повозили и бобровые гоны и лисицы и куницы и всякой зверь из вотчин их отогнали. И нашего, великого государя, ясаку имать им стало негде. А с той-де разореной свое вотчины они, Арычка Тохтамышев з братом и с племянники, платит в нашу, великого государя, казну ясаку по пяти батманов меду да денег по семнатцети алтын по пяти денег да по пятидесят по шти куниц да по две лисицы на всякой год без доимки. А Агиндека Темяков платит по пяти батманов меду да денег по одиннатцети алтын да по штидесят по одной кунице з братьями ж своими и с племянники. И те-де манастырские крестьяня, которые живут на их ясашной старинной вотчинной земли, по их властелинскому [...] 1 владеют, платят с той их вотчинной земли с [...] 2 хлеба только с пятнатцети дворов [...] 3 со штидесят с пяти дворов. И от того-де их властительного насильного многова владенья и от населенных их беглых боярских крестьян та их пашенная вотчина учинилась пуста. Нашего, великого государя, ясаку имать стало негде. И нам, великому государю, пожаловать бы их: велеть с Костромы Богоявленского монастыря стряпчего, которой на Москве за делы ходит, взять в Приказ Казанского дворца и сверх откупных данных им вод и рыбных ловель про носильное их властелинское владенье и про населенных беглых //л. 9// вышеписанных крестьян, которые поселяны на их старинной вотчинной ясашной земле, горах чювашах, и по какому нашему, великого государя, указу того Богоявленского манастыря власти тою их старинною ясашною землею владеют и крестьян поселили против сего их челобитья, про всякое их вышеписанное разоренье допросить про все подлинно. И велеть бы те откупные воды, рыбные ловли того Богоявленского монастыря у властей из оброку взять и отдать в оброк иным людем, кто от тех водах и о рыбных ловлях нам, великому государю, учнут бити челом, чтоб им, башкирцам, от насильного владенья Богоявленского манастыря властей и ото всякого много раззорения от насельных их беглых крестьян вотчине их и дотоль в конец не раззоритца и им впредь ясака не отбыть. А всякого-де вышеписанного своего раззорения на них, властях, станут они, башкирцы, искать впредь, и по нашему, великого государя, указу велено того Костромского Богоявленского монастыря стряпчего сыскать и допросить про все подлинно и положить крепости на землю и на рыбные ловли. И октября в 20 день Костромского Богоявленского монастыря стряпчей Алексей Изединов в Приказе Казанского дворца в допросе сказал: в Уфинском-де уезде рыбными ловлями и пашнею и сенными покосы и лесом владеют того монастыря власти по нашим, государевым, грамотам и по крепостям своим, а Уфинского-де уезду Казанской дороги Байлярской волости деревни Тураевой ясашных башкирцов по Каме реке рыбными ловлями и ватагами и землею и сенными покосы и иными никакими их угодьи они ничем не владеют. А крестьяня-де поселены их манастырские со властиного указу на их манастырской земле, а не на башкирской. И не беглые и не боярские. А сколько дворов крестьян поселено – того он не ведает. И разорения-де им, башкирцом, их монастырские крестьяня какое чинил – про то он не ведает, потому что он живет на Москве. А что-де они, башкирцы, пишут в челобитье своем, что бутто платят они с монастырских крестьян стрелецкой хлеб с пятнатцети дворов, и тот малой оклад учинился после татарского разорения, //л. 9 об.// как в прошлых годех приходили татаровя и манастырскую их Богороцкую пустыню в Уфинском уезде раззорили и многих их крестьян порубили. И о том-де у них нам, великому государю, челобитье было. И после того разоренья платят стрелецкой хлеб против нашего, великого государя, указу. А почему Богоявленского манастыря власти на Каме и на Ику реках и в озерах и в ыстоках рыбными ловлями и землею владеют и по каким нашим, государевым, грамотам и по крепостям, и те- де грамоты и крепости на Костроме Богоявленском манастыре в казне. И быть-де тем челобитчиком до Богоявленского манастыря какое дело есть, и они бы-де искали на них судом. И Богоявленского манастыря власти государевы грамоты и крепости в суде положит. Да башкирцы ж Арычка Тохтамышев с товарыщи подали к делу данную 7089 году сентября 15-го дня. И та данная в Приказе казанского дворца с списком чтена и подлинная отдана им, башкирцам. А в списке написано: по государеву, цареву и великого князя Иоанна Васильевича, всеа Роси, наказу царев и великого князя дьяк Михайла Бутеговской дали на оброк чюваше Ширдербышу Миткоманову да Тевкелю Таатмышеву да Бахтемирю Еналееву и той им деревни бортной ухожей на Каме реке по обе стороны Камы реки да по Ику реке за Камою по обе стороны выморок Аккозинско Абашева да Тантамышевско Акказина да Токказия. А наперед того та вотчина была на оброке за Обаем Москариным. И у Обая та вотчина взята и отдана Ширдербышку да Тевкелку да Байтемирку, потому что та вотчина старинная их. А оброку им дати в государеву казну дьяку Михайлу Битеговскому два батмана меду, пошлин десять денег. А оброк им дать на рождество Христово в 89-м году. И как к вам ся наша, великого государя, грамота придет, и вы б по прежнему и по сему нашему, великого государя, указом уфинским башкирцом Арычке Тохтамышеву с товарыщи вотчиной своею и рыбными ловлями и всякими угодьи велели владеть по старым им крепостям и по дачам и по отводам и по межеванью и по нынешнему досмотру и розыску. //л. 10// А Костромского Богоявленского манастыря властям и деревни Шилны крестьяном от тех вышеписанных земель и сенных покосов и озер и бортных ухожей и всяких угодей отказать и владеть им не велели. А прочет сю нашу, великого государя, грамоту отдали им, челобитчиком Арычке Тохтамышеву с товарыщи, для владенья впредь и для иных наших воевод и приказных людей. Писан на Москве лета 7205 году ноября в 4 день.


Взято из:
 Башкирское общество конца XVI – XVII в. по документам Уфимской приказной избы
Сборник документов
Составители
Б.А. Азнабаев, И.И. Буляков
Уфа
ИИЯЛ УНЦ РАН
2015


« Последнее редактирование: 18 Декабря 2016, 17:09:03 от Baibars »