Форум Татарского исторического архива

Генеалогии (шежире) и генетические данные по происхождению постордынской родоплеменной аристократии

samtat

  • *****
  • 924
Генеалогии (шежире) и генетические данные по происхождению постордынской родоплеменной аристократии

Ж.М. Сабитов, М.М. Акчурин

Согласно данных,опубликованных на сайте ДНК проекта M102+ Project (J2b, J2b1, J2b2), и мутация Z1043, и вышестоящая мутация Z1296 встречается среди представителей J2b в мировых базах данных достаточно редко и только в европейских странах (Германия, Англия, Франция, Италия, Испания). Из этого можно сделать вывод, что данная ветвь J2b каким-то образом попала в Поволжье из Европы. На что ещё следует обратить внимание, это на схожесть татарских гаплотипов J2b c мокшанскими гаплотипами. По этому вопросу можно предложить 2 гипотезы. Первая гипотеза, объясняющая близость гаплотипов – это генетический дрейф между представителями татарского и мокшанского этносов за многовековой период проживания в одном регионе. Вторая гипотеза предполагает, что в домонгольское время предки какой-то части современных мокшан и части современных татар входили в состав одной этнической группы, переселившейся в Поволжье. Впоследствии произошло их разделение. Об этом можно судить по сообщениям французского посла Гийома де Рубрука, записанным в 1253 году. Рубрук сообщил, что в покоренной монголами стране за рекой Танаид (Дон) проживало два народа: моксель (Moxel) – язычники (вероятно, мокша), и между ними и рекой Этилия (Волга) проживал народ мердас (Merdas), которые названы «саррацинами», т.е. мусульманами (Путешествие, 1977, с.110). Археолог С. Белорыбкин высказал предположение, что мердас – это средневековые буртасы, а столица князя народа мердас во время прихода войск Батурасполагалась в Верхнем Примокшанье и, вероятнее всего, на Наровчатском городище, ставшим впоследствии столицей золотоордынского улуса Мохши. Об этом же свидетельствует и тот факт, что разрыв между домонгольскими и золотоордынскими археологическими материалами не прослеживается. При этом домонгольские поселения Верхнего Посурья и Примокшанья С. Белорыбкин относит к культуре, близкой к булгарскому типу (Белорыбкин, 2003). Если доверять сообщению Рубрука, то очень вероятно, что представители народа мердас, исповедующие ислам, могли войти в состав золотоордынских татар.

https://www.academia.edu/11916313/%D0%93%D0%95%D0%9D%D0%95%D0%90%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%98_%D0%A8%D0%95%D0%96%D0%98%D0%A0%D0%95_%D0%98_%D0%93%D0%95%D0%9D%D0%95%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95_%D0%94%D0%90%D0%9D%D0%9D%D0%AB%D0%95_%D0%9F%D0%9E_%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%98%D0%A1%D0%A5%D0%9E%D0%96%D0%94%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AE_%D0%9F%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%94%D0%AB%D0%9D%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%99_%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%9E%D0%9F%D0%9B%D0%95%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%9E%D0%99_%D0%90%D0%A0%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%9A%D0%A0%D0%90%D0%A2%D0%98%D0%98_%D0%A1%D0%A0%D0%95%D0%94%D0%9D%D0%95%D0%92%D0%95%D0%9A%D0%9E%D0%92%D0%AB%D0%95_%D0%A2%D0%AE%D0%A0%D0%9A%D0%9E-%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95_%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A3%D0%94%D0%90%D0%A0%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%90._6._2014._%D0%A1._127-139