Форум Татарского исторического архива

Вопросы о сословности у татар

samtat

  • *****
  • 924
Вопросы о сословности у татар
« Ответ #30 : 15 Ноября 2015, 21:01:18 »
Где и кем названы и что за братья Уразметовы?
Скажем отсюда :
Акчурины

В 1779 г. служилые татары «Оренбургской губернии Бугульминского ведомства, деревни Габдуллиной, Аманатские вершины тож» (ныне д. Ильбяково Азнакаевского района Татарстана), в числе которых были мурзы Надырша, Умряк и Кодряк Урмаевы (Уразметовы) дети Акчурины, купили землю у башкир Юрматынской вол. Ногайской дороги Уфимского у. по рекам Ашказар, Беркутлы[3]. Позднее, потомки Надырши, Умряка и Кодряка Урмаевых детей Акчуриных проживали в деревнях Батырово и Балыклы (ныне Федоровский район Башкортостана). По указу Сената от 1 декабря 1796 г., проживавшие в этих двух деревнях князья Акчурины, вернули себе дворянские права и были внесены в дворянские родословные книги.
http://ufagen.ru/books/gabdullin/lastnames/akchurin



Род князей Акчуриных

В связи с указом Екатерины II от 22 февраля 1784 г. о восстановлении князей и мурз татарского происхождения в достоинстве российских дворян князья Акчурины немедленно представили доказательства их княжеского происхождения. В результате рассмотрения представленных ими доказательств появился следующий документ, который я хочу привести еще и потому, что в нем подробно раскрыты основания, которыми дворянские собрания руководствовались, рассматривая доказательства дворянского происхождения.

1788 года майя 24 дня
Уфимского наместничества в учрежденном для составления дворянской родословной книги губернского предводителя дворянства с дворянскими уездными депутатами собрания, по предложению Его превосходительства господина генерал-поручика, правящего должность уфимского и симбирского генерал-губернатора и разных орденов кавалера барона Осипа Андреевича Игельстрома, присланные из Уфимского наместнического правления. Рассматривая доказательства о князьях и мурзах татарского происхождения, по прошениям в Уфимское наместническое правление поступившим Стерлитамакской округи деревни Абдулиной от князей и мурз Умряка Умраева и Юнуса Надыршина детей Акчуриных, в доношении написано: прадеды и отцы их жалованы грамотою в 7017 (1509) г. князь Адаш Акчурин и выписями 7195 (1687) и 7196 (1688) годах, от которых и они произшествие свое в княжеском звании производят. Род же де их состоит не в одном наместничестве, а поэтому с грамоты и с выписей копии за свидетельством, и учиненную о роде их произшедшем от князя Адаша мурзы поколения....

После 12-летних ходатайств, переписки, представления дополнительных документов и хождения документов между Уфой и Санкт-Петербургом, наконец, пришел царский указ о возведении Акчуриных и некоторых других татарских князей и мурз в дворянском достоинстве. В "первобытном" благородном достоинстве они были восстановлены уже упоминавшимся решением Сената, Высочайше утвержденным Императором Павлом I 29 ноября 1796 г. В приложенный к сенатскому решению список князей Акчуриных "включены следующие одиннадцать человек: князья Акчурины Стерлитамакской округи деревни Абдулиной: Надырша, Умряк, Кадрый, Урмаевы дети, у Кадреясын Ибрай, Надырши дети – Юсуп, Абубакир, у Умряка дети – Сулейман, Асен, у них дети Богдан, Юсуп" [1. Оп. 16. Д. 813. Л. 96].

http://ufagen.ru/node/5573





samtat

  • *****
  • 924
Вопросы о сословности у татар
« Ответ #31 : 15 Ноября 2015, 21:06:42 »
Кстати почему братья Уразметовы названы "дети Акчурины". У Габдуллина:

"...мурзы Надырша, Умряк и Кодряк Урмаевы (Уразметовы) дети Акчурины..."

Было бы весьма соблазнительно, если бы Надыр Уразметов и его предки(?)(служилые татары Янбахта, Янбай и Тлевлеш )действительно имели отношение к темниковским татарам. ))))

Вопросы о сословности у татар
« Ответ #32 : 15 Ноября 2015, 21:08:19 »
Где и кем названы и что за братья Уразметовы?
Скажем отсюда :
Акчурины
По Акчуриным - это Максум лучше знает. А я просто даже вопроса пока не понял.

Вопросы о сословности у татар
« Ответ #33 : 15 Ноября 2015, 21:12:24 »
Кстати почему братья Уразметовы названы "дети Акчурины". У Габдуллина:

"...мурзы Надырша, Умряк и Кодряк Урмаевы (Уразметовы) дети Акчурины..."

Было бы весьма соблазнительно, если бы Надыр Уразметов и его предки(?)(служилые татары Янбахта, Янбай и Тлевлеш )действительно имели отношение к темниковским татарам. ))))
Акчура Адашев и Асылгужа Мижаков плюс-минус годы - ровесники, но один княжил где-то в "Мещере", а другой известен только со слов его потомков, которые говорили, что их предок несколько раз тарханные грамоты получал у казанских ханов.

samtat

  • *****
  • 924
Вопросы о сословности у татар
« Ответ #34 : 15 Ноября 2015, 21:19:12 »
Т.е. Надырша с братьями просто однофамилец или тёзка с Надыром Уразметовым?

Вопросы о сословности у татар
« Ответ #35 : 15 Ноября 2015, 21:24:24 »
Т.е. Надырша с братьями просто однофамилец или тёзка с Надыром Уразметовым?
Они даже не однофамильцы. У одних действительно фамилия передающаяся от отца к сыну "Акчурин", а у других "Уразметов", которая даже его детям не передастся.

Вопросы о сословности у татар
« Ответ #36 : 15 Ноября 2015, 23:44:41 »
После реформы Петра1  1718 года когда служилое население Поволжья начало нести Лашманную повинность переход со служилого сословия в ясачную стало практически невозможным. Это было обусловлено двумя факторами:
1. Фискальная система Империи сделало невозможным переход чисто из экономических соображений. Служилое сословие  начало больше платить или выполнять повинности чем ясачное сословие.
2. Служилое сословие переподчинили Адмиралтейскому ведомству. И ведомство с ревностью относился к уменьшению числа налогоплательщиков.
Что касается до 1718 года , вернее до указа 1680 года, переходы со  служилого сословия имело место быть.Вернее обложение ясаком . Если переставали "службы служить " личность мог перестать быть служилым человеком.Но это не означало , что он автоматически становился ясачным.Если имелись вотчинные земли, человек становился просто безясачным и платил подати с вотчины. Ясачными становились безземльные, которые начали платить ясаки за пользование землей государя.В том числе и безясачное не служилое население,  которые лишились своих вотчин.Оособенно по указу 1680 года об изъятии вотчин у  некрещеных.
А в "мещеряки"  в понятии служилого сословия, служилое все население начали приписывать в основном в конце 18 века по сле создания мещеряцкого войска. До этого служилое население к "мещерякам" относили только локально, в большей степени к выходцам из центральной части или же с преобладанием на местности таковых.

Вопросы о сословности у татар
« Ответ #37 : 16 Ноября 2015, 00:07:52 »
Если переставали "службы служить " личность мог перестать быть служилым человеком.Но это не означало , что он автоматически становился ясачным.Если имелись вотчинные земли, человек становился просто безясачным и платил подати с вотчины. Ясачными становились безземльные, которые начали платить ясаки за пользование землей государя.В том числе и безясачное не служилое население,  которые лишились своих вотчин.Оособенно по указу 1680 года об изъятии вотчин у  некрещеных.
И, возвращаясь к теме безясачных - правильно ли я понимаю, что безясачные - это те, кто платил подати с вотчины, т.е. по факту вотченники?

samtat

  • *****
  • 924
Вопросы о сословности у татар
« Ответ #38 : 16 Ноября 2015, 11:05:08 »
Часть постов в начале темы не имеет отношения к вопросам сословия.

samtat

  • *****
  • 924
Вопросы о сословности у татар
« Ответ #39 : 16 Ноября 2015, 11:41:16 »
А в "мещеряки"  в понятии служилого сословия...

Если не ошибаюсь термин "мещеряки" больше характерен для документов по Приуралью, Уфимской губернии.

samtat

  • *****
  • 924
Вопросы о сословности у татар
« Ответ #40 : 16 Ноября 2015, 16:10:28 »
C книги Галлямова :



Автор ссылается на труд Степанова Р.Н. "Первый этап в политике царизма по переводу служилых татар из военного сословия в податное". К сожалению саму книгу не нашёл, но есть его цитата  с работы Габдуллина:

Цитировать
С реформами Петра I и появлением регулярной армии, вооруженной ружьями и пушками, надобность в военной силе служилых татар отпала. Еще в 1697 г. по указу Петра I было предписано переписать в ясачное тягло мурз, татар, чуваш, черемисов и тарханов Понизовых и Мещерских городов [21].
http://ufagen.ru/node/5542

Вопросы о сословности у татар
« Ответ #41 : 16 Ноября 2015, 20:56:55 »
Если переставали "службы служить " личность мог перестать быть служилым человеком.Но это не означало , что он автоматически становился ясачным.Если имелись вотчинные земли, человек становился просто безясачным и платил подати с вотчины. Ясачными становились безземльные, которые начали платить ясаки за пользование землей государя.В том числе и безясачное не служилое население,  которые лишились своих вотчин.Оособенно по указу 1680 года об изъятии вотчин у  некрещеных.
И, возвращаясь к теме безясачных - правильно ли я понимаю, что безясачные - это те, кто платил подати с вотчины, т.е. по факту вотченники?
Думаю , в том числе. Безъясачными называли еще и достигших совершеннолетия и обзаведенных своим двором, но  которых не успели положить на ясак.Похоже безъясачными также являлись льготники освобожденные от платежа ясака по какой либо причине.
 

Вопросы о сословности у татар
« Ответ #42 : 16 Ноября 2015, 20:59:42 »
C книги Галлямова :



Автор ссылается на труд Степанова Р.Н. "Первый этап в политике царизма по переводу служилых татар из военного сословия в податное". К сожалению саму книгу не нашёл, но есть его цитата  с работы Габдуллина:

Цитировать
С реформами Петра I и появлением регулярной армии, вооруженной ружьями и пушками, надобность в военной силе служилых татар отпала. Еще в 1697 г. по указу Петра I было предписано переписать в ясачное тягло мурз, татар, чуваш, черемисов и тарханов Понизовых и Мещерских городов [21].
http://ufagen.ru/node/5542
К Низовому корпусу вроде относились Воронежская , Астраханская и еще какая то губерния.

Вопросы о сословности у татар
« Ответ #43 : 16 Ноября 2015, 21:17:00 »
Думаю , в том числе. Безъясачными называли еще и достигших совершеннолетия и обзаведенных своим двором, но  которых не успели положить на ясак.Похоже безъясачными также являлись льготники освобожденные от платежа ясака по какой либо причине.
Думаете, что к безъясачным Надыровской волости относится последний вариант? Равнозначны ли сохранившиеся в памяти "надыровские дачи" вотчине? Кстати, видел в электронной базе дел ЦГАСО какие-то дела 1850-х годов о "надыровских дачах" деревни Надырово.
« Последнее редактирование: 16 Ноября 2015, 21:19:03 от Таракан »

Вопросы о сословности у татар
« Ответ #44 : 16 Ноября 2015, 22:06:14 »
Утвердительно  не могу сказать. но возможно несколько вариантов.Может были льготы по переселению, хотя на  такой долгий срок вряд ли. Безясачным могли назвать на основе 1 ревизии. Раз их туда не внесли , на ясак не положили, получается "безъясашный".
Земли Надыровской волости вряд ли могли быть вотчинными.Многие деревни были заселены "с дозволения старшины Надыра Уразметева". Да и при Генеральной ревизии эти земли названы "земли башкир, тептярей, служилых и ясачных татар, новокрещен,вотяков и т д." То есть полный винегрет.