Лета 7193-го году июня в день по указу Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев боярин и воевода князь Володимер Дмитриевич Долгоруков да дьяки Леонтий Меншев, Артемий Волков дали выпись Канышу мурзе Ишкееву сыну князь Яушеву волостей Терсе с отдельных книг Игнатия Садилова прошлого 148 году и из дела 187 году на межи к той волости на бобровые гоны и на рыбныя ловли и на хмелевые угодья для того что в нынешнем во 193 году мая в 29 день бил челом Великим Государем Царем и Великим Князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцем Каныш мурза князь Яушев, дано-де им Великих Государей жалованная после отцов их и дедов ему Канышу с братьями вотчина по Зюрейской дороге, волости Терси с лесом и сенными покосы, и с рыбными ловли, и с хмелевыми угодьи, и с бортным ухожьем, и с бобровыми гоны, и со всяким текучим зверем и с иными угодьи по приговору боярина и воеводы князя Григория Семеновича Куракина с товарищи, и Великие б Государи пожаловали б его, велели с боярскаго приговору и с отдельных книг Якима Нармацкаго да Игнатья Садилова той их вотчины дать им выпись. И в межевых и в отдельных книгах Игнатья Садилова прошлаго 148 году написано: велено ему ехать в Казанский уезд, по Зюрейской дороге в волость Терси, а велено ему собрать старожильцев и сторонних людей по выписи, какова ему дана выпись с отдельных книг Якима Нармацкаго 138 году, да с теми старожильцы и сторонними людьми по старым межам против выписи волость Терсю и с починки, со всеми угодьи и с бортным ухожьем и с бобровыми гонами и с рыбными ловлями отмежевать и отгранить мурзам Ишкею да Доскею князь Багишевым. А буде против выписи межи и грани в коих местах попорчены, Игнатью с теми ж старожильцы и сторонними людьми, в коих местах межи и грани попорчены, межи и грани новыя учинить, грани потесать и ямы покопать и столбы поставить, подлинные признаки учинить. Игнатий, приехав в волость Терсю и собрав старожильцев и сторонних людей, да с теми старожильцы и сторонними людьми волость Терсю и с починки по старым межам и по граням и пашенную землю и сенные покосы и со всеми угодьи от окольных деревень отмежевать и отгранить мурзам Ишкею да Доскею князь Багишевым. И которыя межи и грани были попорчены, Игнатий с теми ж старожильцы и сторонними людьми межи и грани поновил, подлинные признаки учинил. На межах и у граней были старожильцы и сторонние люди деревни Сырьезь вотяк Сита Келчин, деревни Порги Янсара Келдыков, деревни Пелги Гожал Сабанчеев, деревни Ляли Тохтамыш Мушеков, деревни Пелги Итешь Муин, деревни Тюрдали, Арския дороги Шихмамет Кильдеяров, Тойбахта Кичкинешев, Уфимскаго уезду деревни Салауш Чериныш Сундуков, деревни Чажи Зюрейской дороги чуваша: Кузяк Мамышев, Мамедек Мамышев, Конак Козя Кадырчин, деревни Кохчи вотяк Тонча Уразгильдеев, Арския дороги черемиса деревни Бобьи Келдык Торпашев, Гришка Тавгилдин, Карымыш Шигаев, деревни Бигри вотяк Пилек Тохтамышев, деревни Бобьи Понаг Тогашев, Илдыбай Озеев, Кызылбай Бахтигозин; Мамыдеч Айдяков, Ямбай Янбохтин, Тейсу Бачанасев, Уфимскаго уезду деревни Варзи Айдар Азаматов, Ильмурза Базанаков, Бачкей Байчурин, Баймаметь Баимов, деревни Чауш Зюрейской дороги чуваша Бикбай Колчурин, Енгилдей Кобешев, деревни Тюрдали Байбахта Кичкинесов, деревни Большия Кохчеи вотяк Какамышев, деревни Ачар чуваша Нашипих Земять Шихайдаров, деревни Бобьи черемиса Янсара Тебек, Гаев Ахметев, Акмурза Чотаев, Баикей Озелин, Тохтай Тотяков, деревни Пелги вотяки Бердамчин Келдыбек Богданов, Баш Баженов, Ктелма Муин; Темир Баженов, Бураш Муин, деревни Лыти Можги вотяки Иона Ожеков, деревни Ямаш Ивакин, Тогунь Полин, Гожак Кеисын, Юбер Зимин, Бердыш Ивакин, Байкелды Чабин, деревни Порчи вотяки Тугаш Барашев, Бегей Бегишев, Янбулат Мушин, Язь Мушин, Токбай Урсеков, Елбогда Башбеков, Битемир Муин, Утей Бегишев, деревни Бигри вотяки Турай Бурашев, Безик Бегишев, Янзегит Дибин, Бигилда Кибин, Васька Ибин, Исуп Бурашев, Куля Едигиров, Багазя Ибин. И те старожильцы и сторонние люди межи и грани указали: межи от Ижу реки спорным сенным покосам болота с великом по конец спорных сенных покосов на нижней изголови, и от того болота с мысу подле перелесок и вверх по речке Иж Кошар до березняку до вотяцкия межи, что от деревни Пелги налеве до речки Ишкашур сенные покосы к волости Терси, и направе перелесок до деревни Байкеевы, и до сенные покосы по сыску Якима Нармацкаго и по сказке старожильцев и сторонних людей отмежеваны к волости Терси. Межа от вотския деревни Пелги на верх- ней изголови тех спорных сенных покосов в березняк стоят три березы на одном корени, на середней березе грань, а с тех берез с Пелгу чрез дорогу, что ездят в вотяцкую деревню Пелгу, по одной стороне поставлен был столб дубовый, на нем была грань, и тот столб и с гранью выкопан и исколот. И те старожильцы и сторонние люди сказали, что опричь чуваши деревни Байкеевы того столба гранье испортить некому, и в то место поставлен новый столб дубовый, на нем грань, и на другой стороне дороги выкопана яма, и в ней было уголье, и та яма раскопана, уголья в ней нет, и в ту яму положили мелкое каменье. А от того столба и от ямы на осинник на мыс, в осиннике на осине грань, вершина с нея снята, а от тое осины подле болота на развиловатой дуб, на нем грань, а с того дуба на одинокой дуб, что стоит в углу у болота, на нем грань, а от того дуба прямо чрез болота до речки Ишкашур налеве с верхней изголови те же сенные покосы к волости Терси, а направе от тех граней по залесью пашенная земля и сенные покосы, дубровы и заросли вотяцкия деревни Пелги Утеша Муина с товарищи. Да те же старожильцы и сторонние люди указали межи и грани от чувашския деревни Ачей под черным лесом стоит дуб, вершина с коленьем, на нем грань, а от того дуба на островок, а в островку дуб высок, на нем грань, а от того ос- тровка и от дуба не доехав источка, стоит дуб, на нем грань, а от того дуба на Молебный враг, и врагом до Юр речки, налеве на низ по Юр речке до устья, а от устья на низ по Чаж речке до речки Ишкашур и по черный лес пашенная земля и сенные покосы, дубровы и заросли к волости Терсе и направе вверх по Юр речке от тех граней и от Молебного врага дубровы и сенные покосы ясашныя чуваши деревни Ачей Тиналейка Теникбекова с товарищи. Те же старожильцы и сторонние люди указали межи и грани от тое же деревни Ачей в другом поле от Юр речки чрез болота на две большия березы — одна береза виловата, на обеих березах грани, а от тех берез прямо полем на одинакую березу, что стоит промежду двух дорог, на ней грань, и та береза подсушена, и от тое березы учинены новые признаки, у корени выкопана яма и в яму положено мелкое каменье, и от тое березы на середнюю суховерхную сосну, на ней была грань, сгорела, и на той сосне выше горелаго места положена новая грань, а под сосною у корени яма, а от той сосны и от ямы на развиловатую березу, что стоит у дороги, которою дорогою ездят в Казань, под березою близко стоит дуб, на нем грань, а от тое березы и от дуба прямо дорогою к Казани, направе у дороги стоит дуб, на нем грань, а от того дуба едучи тою же дорогою к Казани, направе у дороги стоят две сосны на одном корени, на одной сосне, что у дороги, положена грань, а от тех сосен налеве через дорогу к Чаж речке на одинокий дуб, на нем была грань, и тот дуб с гранью сгорел, а на пне того дуба одна грань осталась. А против того пня одинокая береза, на той березе положена новая грань, и от того пня и от березы на сосну, что стоит на вражке, а вражком на низ к Чаже речке, на стрелке стоит сосна, на ней грань, а от тое сосны чрез враг на две березы, стоят на одном корени, на обеих березах грань, а от тех берез прямо до Чаж реки на Красный Яр, налеве меж Чаж к речке Юр пашенная земля и сенные покосы, дубровы и заросли к волости Терсе, а направе пашенная земля и сенные покосы, дубровы и заросли чувашския тоя же деревни Ачей. Да те же старожильцы и сторонние люди сказали, что деревни Ачей чуваши, перешед за грани, перегородили пряслом Терсинскую пашенную землю насильством и пашут четыре года, а по смете старожильцев тое земли пашут на десять чети. Те же старожильцы и сторонние люди указали межи и грани и от пустоши Ширсак от речки от Чажи чрез болота в березник, а в берез- нике стоит береза, на ней старая межевая места, на ней положена новая грань, а от тое березы на большую березу стоит середь дубровы, на ней грань, а от тое березы к черному лесу на мыс, а в мысу стоит дуб крив, на нем грань, налеве на низ по Чаже речке пашенная земля и сенные покосы и за Ижем рекою против Чажинскаго устья старое Терсинское селище, сенные покосы, дубровы и заросли к волости Терсе, а направе пустошь Ширсак. Да те же старожильцы и сторонние люди указали межи и грани от починка Тубы от Ижу реки болото, а в нем крутой исток против кладби- ща и от болота на одинокую березу, на ней грань, а от тое березы меж прясел на малую березу, на ней грань, а от тое березы островок и меж прясел поставлен столб дубовый, на нем грань, а от того столба меж тех же прясел к воротцам по обе стороны дороги два дубовые столба, на них грань, а от дороги и от столбов на две березы стоят в ивовом кусте за пряслом направе, на одной березе грань, а от тех берез по конец прясел на углу поставлен столб дубовый, на нем грань, и тот столб с гранью из земли вынут и от межи отнесен. И старожильцы тот столб с гранью сыскали и поставили на той же меже, а от того столба на виловатую березу, стоит в кусте, на ней грань и та береза с гранью, ниже грани подсечена и подсушена, да старожильцы сказали, что тот столб с гранью из меж выкрали и березу с гранью подсушили чуваши деревни Тубы для того, что от того столба и от тое межевыя грани с березы, перешед за межи, и загранили, перегородили пряслом Терсинския земли сенных покосов. А по сказке и по смете старожильцев и сторонних людей тех сенных покосов будет триста копен, а от тое березы подсушенныя на одинокую березу, стоит на полянке, на ней грань, а от тое березы на островок на мыс подле прясла на большую березу, на ней грань, а от той березы подле того же прясла на две березы, одна виловата, стоит от Ижу реки, на ней грань, а от тех берез подле того же прясла на березу, на ней бывала грань, и та береза и с гранью сгорела, и от сожженныя березы меж прясел прямо до Ижу реки на березу. У Ижу реки стоит вяз виловат, на нем грань, направе от граней пашенная земля и сенные покосы, дубравы и заросли к волости Терсе, и налеве пашенная земля и сенные покосы, дубровы и заросли починка Тубы ясашныя чуваши Шигайка Девлезерова с товарищи. Да те же старожильцы и сторонние люди сказали Игнатью Садилову, как были они преже сего на межах и у граней с Якимом Нармацким и при них, старожильцах и при сторонних людях, сказали Якиму Нармацкому крестьяне волости Терси, которые живут в волости Терсе и в починках за Ишмаметем да за Досмаметем во крестьянах, Янсеит Танаев с товарищем, владел им изстари князь Багиш Яушев к волости Терсе, а после его владеют дети его Ишмаметь да Досмаметь князь Багишевы по Ижу реке бобровыми гонами и с рыбными ловлями по обе стороны Ижу реки бортным ухожьем и хмелевыми угодьи, урочища вверх по Ижу реке в верхняя межа речка Бужай, а на низ по Ижу реке нижняя межа пониже Высокия горы и Янсеитова кереметя с полверсты, и в тех межах по обе стороны Ижу реки бортныя ухожья и хмелевые угодьи по малым речкам: по реке Кумерсов, по обе стороны, по речке Пятимыш, по обе стороны, пали те реки в Езмиху речку, по речке Князь, по обе стороны, Темтем, по обе стороны, по речке Татшар, по обе стороны, по речке Акюль, по обе стороны, по речке Плюды, по обе стороны, по речке Киллияды по обе стороны, по речке Ардашь по обе стороны, по речке Кичямады по обе стороны, по речке Ермисав по обе стороны, по речке Марчуш, по обе стороны, по речке Олзяды по обе стороны, по речке Учкуръ по обе стороны, по речке Салагушъ по обе стороны, по речке Мушек по обе стороны, по речке Шашады по обе стороны, да сосняк, слывет Вайдал, да сосняк, слывет Терягул, да сосняк, слывет Чилча, Кесякъ по речке, а взяв по одной стороне, по речке Варзе по одной стороне, по речке Малой Варзе по обе стороны, по речке Дюрдали по одной стороне, по речке Вертлет по обе стороны, да сосняк, слывет Тирту, по речке Нарзе по обе стороны, по речке Лодзе по обе стороны, да на Красном Яру сосняк. А платят с тех бобровых гонов и рыбных ловель и с бортных ухожьев и с хмелевых угодий оброк чуваша волости Терси Ишмаметь да Досмаметь князь Багишевым, которые живут за ними во крестьянах в той волости Терси и в починках. Да в грамоте блаженныя памяти Великаго Государя Царя и Великаго Князя Федора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, какова прислана в Казань к боярину и воеводам к Михаилу Львовичу Плещееву с товарищи в прошлом 187 году декабря в день, написано: в грамоте, какова дана татарину Акбайку Аксарину в прошлом во 169 году, написано по указу отца его Государева, блаженныя памяти Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца окольничий и воевода князь Дмитрий Алексеевич Долгоруков да дьяк Афанасий Ташлыков дали грамоту татарам Арския дороги, которые отписаны из-за мурз на Великаго Государя волости Терси Токбулатку Нурбахтину, Бегалку Тонисину, Чочайку Янбаеву, Башайку Янчарину, Амишку Талимову, Иликейку Уразлину, деревни Назяр Тюлечку Янчемерову да Саику Арасланову, деревни Аккозина Юрбагишу Янзигитову, Базанку Утееву, Тойчеку (Юрбагишу) Янгильдину, Кадыргулку Козееву, Кулемку Тярбердину, Антугайку Баимову на бортной ухожей и на рыбныя ловли и на бобровые гоны и на хмелевые угодья по речке Иж по обе стороны, верхняя межа речка Вожай, нижняя по речку Гулюшерму да по речку Варзю, для того: В прошлом во 169 году били челом отцу его Государеву блаженныя памяти Великому Государю они, Тонишко с товарищи, что держали их за собою в крестьянах мурзы Ишмаметь мурза князь Багишев да Кадырмаметь мурза с братьями насильством, чтоб им быть за Великим Государем. И по их челобитью писцы Семен Волынский с товарищи по сыску их из-за мурз отписал на Великаго Государя, потому что они жили за Великим Государем, и велено им платить всякия подати в казну Великаго Государя, и они де платят в казну Великаго Государя хлебный и денежный ясак, а с бортных ухожьев и с бобровых гонов и куничий оброк и с хмелевых угодий в казну Великаго Государя не плачивали нигде. С бортных ухожьев и с бобровых гонов и со всяких угодий оброков правят мурзы насильством по-прежнему, как они им, мурзам, платили до писцов. По писцовым книгам Семена Волынскаго с товарищи указ учинить, а в писцовых книгах Семена Волынскаго с товарищи за рукою казанца Бориса Износкова, как он Борис посылан по грамоте Великаго Государя от писцов от Семена Волынскаго с товарищи в волость Терсю с деревнями отписывать за Великаго Государя из-за мурз из-за Ишмаметя да из-за Кадырмаметя с братьею в прошлом во 164 году написано: вотчина за чувашею бортной ухожей, бобровые гоны и рыбныя ловли и хмелевыя угодья по речке Иж по обе стороны, верхняя межа речка Вожай по речку Гулюшерму, во писцовых книгах Семена Волынскаго с товарищи помечено с той вотчины и с угодья платить волости Терси Тукбулатку Уразбахтину, Чечатку Янбаеву по осьми алтын по две деньги и Зюлушку Шалыку пять алтын, Бошайку Янчарину восемь алтын две деньги, Илюшку Уразлину шестнадцать алтын две деньги, а деревни Назяр на чувашу на Чулайку Янтемирова, на Досайка Арасланова, деревни Аккозины на Янтыбагишка Янзигитова, на Ботайка Утеева, на Точку Янгилдина, да деревни Кучуковы на Кадыргулка Козеева, на Лукайка Тербердина, на Актуганка Баимова с той вотчины оброку в книгах не помечено. Во 169-м году по приговору окольничаго и воеводы князя Дмитрия Алексеевича Долгорукова да дьяка Афанасия Ташлыкова чувашу Тоешке с товарищи против писцовых книг оброк на прошлые годы взять велено и впредь имать Великаго Государя в казну, а на которых в писцовых книгах оброку не помечено, и на тех велено положить против тех же и на прошлые годы взять, а мурзам платить того оброку им не велеть и тои чуваши, на которых оброку в книгах не помечено, велено платить Тулячку Янтимирову по тридцати алтын, Досайку Арасланову по осьми алтын по две деньги, Яртыбашку Янзигитову по девяти алтын по две деньги, Багайку Утееву по одиннадцати алтын по четыре деньги, Тойче Янгилдину по шестнадцати алтын по четыре деньги на год, Надырку Козееву по осми алтын по две деньги, Куляйку Тярбердину по осьми алтын по две деньги, Актуганку Баимову по осьми алтын по две деньги на год. И по указу Великаго Государя чуваши Арския дороги волости Терси Токбулатку Унурбахтину, деревни Назыр Тюлейку Янтемирову, деревни Аккозиной Юртыбагишку Янзигитову с товарищи четырнадцати человекам бортным ухожьем и рыбными ловлями и бобровыми гонами и хмелевыми угодьи по речке Иж по обе стороны, верхняя межа по речке Вожай, нижняя межа по речку Гулюшорму владеть и Великаго Государя в казну по книгам оброку платить по вся годы до валовых писцов. Да в прошлом во 187 году генваря в 15 день в грамоте Великаго Государя писана в Казань к стольникам и воеводам к Михаилу Льво- вичу Плещееву с товарищи, в прошлом во 185 году писали к Великому Государю из Казани боярин и воевода Иван Богданович Милославский с товарищи и прислали за дьячею приписью выписку с прежних дел, из боярских приговоров и из дач и из ввозных грамот, почему казанские Каныш да Кадырмаметь мурзы князья Яушевы с братьями владеют в Казанском уезде волостью Терсею и деревнею Терсею, а в выписке написано: в прошлом во 174 году били челом Великому Государю ка- занские Каныш да Кадырмаметь мурзы князья Яушевы с братьями на чувашу Казанскаго уезду, Зюрейской дороги деревни Аккозины на Тоичка Янгилдина да на Козумка Уразаева, деревни Назяр на Урмаметка Урасланова да на Чюрашка Тюколяскова с товарищи, владеют-де они Тоичка с товарищи вотчиною, что приписано к их волости Терси и деревни Терси ж по Ижу реке по обе стороны бортным ухожьем и черным лесом и с бобровыми гонами и с рыбною ловлею своим насильством тому тринадцать лет, а преж сего изстари деду и отцу их и им Канышу с братьями деды и отцы их и они, Тоичка с товарищи, с тое вотчины платили на год по шести рублев по тринадцати алтын по две деньги, да за тридцать за пять куниц по десяти рублев по шестнадцати алтын по четыре деньги, и доведется им, мурзам, на их Тоичке с товарищи, за то их владенье взять двести восемь рублев тридцать алтын четыре деньги, и чтобы Тоичка с товарищи против их челобитья разспросить и дать очную ставку. И чувашенин Тоичка Явгилдин в разспросе и за товарищей своих сказал, тою де вотчиною, о которой Каныш мурза с братьями на них бьют челом, владеют они по отдаче писцов Семена Волынскаго с товарищи, а не насильством, и ввозная грамота с писцовых книг им на тое вотчину дана для того, что писцы отписали их из-за Каныша мурзы с братьями на ясаки. А как де они жили за ними, и с тое вотчины отцы их почему Канышу мурзе с братьями оброку платили, того не ведают, а он де Тоичка с товарищи с тое вотчины оброку мурзам после отцев своих не плачивали. А на очной ставке Каныш да Кадырмаметь Яушевы с Тоичком Явгилдиным сказали: в разпросе де своем Тоичка сказал, что он с товарищи своими тою их вотчиною владеют по отдаче писцов Семена Волынскаго с товарищи, а они де мурзы привезли в Казань Великаго Государя грамоту, а по той де грамоте велено им тою вотчиною и волостью Терсями и деревнею Терсею ж со всякими угодьи владеть по прежнему, а по писцовым книгам отнимать не велено, для того что писцы тое волость и вотчину описали у них напрасно. И тот де Тоичка с товарищи ввозную грамоту написал подставою заочно их Канышевых с братьями крестьян Токбулатка Нурбахтина с товарищи пять человек, а те де крестьяне их того не ведают, а что у них тое вотчины по писцовым книгам отнимать не велено, в том слались на грамоту и на приговор окольничаго и воеводы Федора Васильевича Бутурлина с товарищи. А Тоичейка Явгилдин на очной ставке сказал прежния свои речи, что они тою вотчиною владеют по писцовым книгам да по ввозной грамоте, которая дана им с писцовых книг и отписана де та вотчина в том же году, как отписана деревня Аккозина на ясак, а они де потому тою вотчиною владеют. И по грамоте де Великаго Государя у Каныша с братьями вотчины отнимать не велено, того он не ведает, и крестьян их Токтобулатка Норбахтина с товарищи ввозную грамоту заочно не писывал, а написали де их с писцовых книг для того, что в писцовых книгах написаны с ними ж. И грамоты де Великаго Государя и по приговору окольничаго и воеводы Федора Васильевича Бутурлина с товарищи, что у Каныша мурзы с братьями крестьян и вотчин отнимать не велено, в Казани в приказной палате не сыскано. А в деле прошлаго 162 году за приписью дьяка Пятова Спиридонова написано: в приходной медвяной книге прошлаго 90 года написано: у чувашина у Чигиря Козякова, у Бахтияра Девлезарова, у Яуша Козякова живут против Белыя Воложки усть Тоймы речки с бобровыя ловли по Каме реке пять рублев с четвертью, да за восемь куниц двадцать рублев шесть алтын четыре деньги, да за восемь батман меду шесть алтын, а сбирает сборщик Камай Смиленев с волости Терси у Чигиря Козякова с товарищи с бобровыя ловли, за куницы, за мед деньги десять рублев с четвертью. И под тою статьею написаны 90-м году апреля в 20 день по грамоте за приписью дьяка Андрея Щелкалова волость Терси, что сбирает сборщик Камай Смиленев с чуваши у Чигиря Козякова с товарищи с бобровой ловли, за куницы и за мед на 90 год, а Багишу мурзе жалованья на 90 год дано двенадцать рублев для службы, а впредь Багишу мурзе с волости Терси ясак сбирать в 91 году на себя за жалованье за двенадцать рублев, и Багишу за тот ясак службы служить. А в грамоте 90-м году написано: прадед его Государевы блаженныя памяти Великий Государь Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея России пожаловал Багиша мурзу за жалованье за двенадцать рублев волостью Терси ж да деревней Терсей, и ясак волости Терси, что сбирал сборщик Смиленев по десяти рублев с четвертью да деревни, а в ней пять дворов, Багишу мурзе собрать с волости Терси десять рублев на 90-й год и привезти в Казань, а впредь Багишу мурзе деревнею Терсею владеть, с волости Терси ясак сбирать с 91-го году на себя, а за тот ему ясак службы служить. Да в грамоте ж, какова дана в Казани при боярине и воеводах при князе Борисе Михайловиче Лыкове с товарищи мурзам Ишкею да Досмаметю князь Багишевым детям Яушевым написано: велено кабанами и бортными ухожьи и рыбными ловлями и бобровыми гоны владеть, да в грамоте, какова дана Ишкею да Досмаметю мурзам во 139 году, написано: окольничий и воеводы Федор Леонтьевич Бутурлин с товарищи приговорили волостью Терсею со всеми угодьи и сенными покосы по речке Ишкашур да по островок Шилан и землею, что взяли на полъясака деревни Тогус чуваши Тойголка Мамаев с товарищи, владеть Ишмаметю да Досмаметю князь Бегишевым в волости Терси по прежнему. По тому сыску Якима Нармацкаго написано: сторонние люди, старо- жильцы чуваши и вотяки шестьдесят девять человек сказали сенными де покосы по речке Иж Кошар, да по островок Шилан и с землею напредь сего изстари князь Багиш Яушев к волости Терси владел и после его Багиша дети его владеют же. И в прошлом во 175 году боярин и воевода князь Григорий Семенович Куракин с товарищи приговорили той всей вотчине бортным ухожьем и бобровыми гонами и рыбными ловлями и хмелевыми и всяким угодьем по речке Иж по обе стороны — верхняя межа речка Вожай, нижняя межа по речку Гулшерму и по грамотам и по боярским приговорам велено быть за мурзами за Канышем да за Кадырмаметем с братьями князь Багишевыми по прежнему, а оброку тое волости, которой написан на чуваше по книгам Бориса Износкова, взять на чуваше и отдать истцам, а впредь чуваше безоброчно тою вотчиною не владеть, оброчить у них, мурз. И били челом Великому Государю Каныш да Кадырмаметь мурзы князь Яушев с братьями да чуваши Зюрейския дороги, деревни Аккозиной Тоичка Явгилдин, Козятко Ураев, деревни Назяр Уразмаметко Арасланов с товарищи: во прошлом во 174 году били челом они, Каныш да Кадырмаметь на их, Тоичка с товарищи, в вотчинном владеньи, что приписано ко волости Терсям, и по их де челобитью за то владение велено на их Тоичка с товарищи иску доправить двести восемь рублев тридцать алтын четыре деньги, и они де, Каныш с братьями, в том во всем договорясь меж собою с ними Тоичком с товарищи помирились и впредь ему, Канышу с братьями, на них Тоичка с товарищи, в том владеньи и в проторях не бить челом. А дана сия выпись ему, Канышу, впредь для владения волости Терси на меже их той волости на бобровые гоны и на рыбныя ловли и на хмелевые угодья по отдельным книгам Игнатья Садилова прошлаго 148 и из дела 187 годов по помете на челобитной дьяка Леонтья Меньшова, опричь тех деревень и вотчин, которыя деревни и вотчины и всякия угодья отписаны в прошлых годех за Великих Государей. Подлинную закрепил дьяк Леонтий Меньшов. Справил Ивашка Макаров.
ссылка