Форум Татарского исторического архива
Наши исследования => Казанская дорога Уфимского уезда => Татарские деревни Уфимского уезда => Надыровская волость => Тема начата: Таракан от 10 Марта 2015, 18:29:32
-
В данной теме будут выкладываться и обсуждаться исследования по истории заселения и коренных родов с.Камышлы Камышлинского р-на Самарской области.
-
Заметки на полях по история заселения д.Камышлы (ныне Камышлинский район Самарской области) в период с 1747 по 1858 годы
Часть 1. Тептярские рода
Заселение д.Камышлы Казанской дороги Уфимского уезда происходило в период с 1730-х годов по 1858 год несколькими волнами.
По материалам второй переписи населения 1747 года первопоселенцы д.Камышлы были записаны в 2 книги, одни из которых в дальнейшем стали в сословном отношении тептярами, а другие ямскими (в дальнейшем ясачными) татарами. Среди будущих тептяр на момент 2 ревизии населения числилось 2 семьи: Килмамета Алекеева, семидесяти лет с сыном Ибрагимом, десяти лет и Муллы Акметева, шестидесяти шести лет с сыновьями и троюродным племянником Даутом Аблаевым, пятнадцати лет. Всего же числилось 8 душ мужского пола [РГАДА, Ф.350, Оп.2, Д.3793, ЛЛ.56 об.-57]. Откуда прибыл в «деревню Камышлы, что на речке Камышле» Килмамет Алекеев не указано [Там же, Л.56 об.]. Мулла Акметев показан, как перешедший из «деревни Верхние Чепты, что на речке Куяше», оттуда же и его троюродный племянник, с пометкой, что его умерший отец Аблай Ишметев в прошлой ревизии прописан не был [Там же, ЛЛ.56 об.-57]. Данная информация находит подтверждение в 1 ревизской сказке по д.Верхние Чепты, где мы находим Муллу Акметева с двумя сыновьями, но отсутствует его троюродный брат Аблай Ишметев [РГАДА, Ф.350, Оп.2, Д.3790, Л.313].
К 1762 году в д.Камышлы происходят значительные демографические изменения. Особенно они коснулись будущих тептяр. Убыль населения, помимо умерших, возросла за счет покинувшего д.Камышлы Даута Аблаева [РГАДА, Ф.350, Оп.2, Д.3802, Л.544]. Но в основном отмечается приток населения из деревни «Старое Резяпово, что на речке Камышле». Из вышеназванного населенного пункта прибыли семьи:
1. Мусы Юсупова, умершего в 1755 году (на момент 2 ревизии ему было 37 лет) и его родного брата Айсы Юсупова, 46 лет;
2. Абдуллы Нуреева, умершего в 1761 году (на момент 2 ревизии ему было 66 лет);
3. Родных братьев: Ермухаммета, Алдара (умер в 1740 году), Айдарали и Явгаста Явкиных, которые во 2 ревизской сказке по д.Старое Резяпово показаны родными племянниками муллы Абдуллы Нуреева [РГАДА, Ф.350, Оп.2, Д.3793, Л.54];
4. Иштеряка Токметева, умершего в 1759 году (на момент 2 ревизии ему было 65 лет);
5. Ибрая Урасаева, 55 лет;
6. Абдрея Азметева, 66 лет;
7. Токтарали Бамашева, который к моменту проведения переписи уже перешел в д.Иштеряково;
8. Ишкильды Кутлина, 45 лет [РГАДА, Ф.350, Оп.2, Д.3802, ЛЛ.544-545].
Абдулмен Резяпов (1706 г.р.), сын Резяпа Илмурзина (1665 г.р.) переселился с детьми из деревни, названной по третьей ревизии Новое Резяпово, но известной во время второй ревизии под названием "Резяпово, что на речке Синиряне" [Там же, Л.544 об.-545, РГАДА, Ф.350, Оп.2, Д.3793, Л.51]. Всего в д.Камышлы по будущим тептярам числилось 50 душ мужского пола [Там же, Л.544 об.-545].
По материалам 5 ревизии мы видим, что с 1762 года в д.Камышлу переселилась только семья Гали Касимова, шестидесяти восьми лет. Видимо эта семья прибыла в деревню между третьей и четвертой переписями населения, и первоначальное место проживания Гали Касимова остается для нас неизвестным [ГАОО, Ф.98, Оп.2, Д.11, Л.19].
Новый наплыв населения произошел в начале XIXвека. К 1816 году деревню пополнили семьи:
1. Самигуллы Абдулкаримова, 50 лет;
2. Абдулвагапа Абдулкаримова, 40 лет;
3. Абдулхамита Баязитова, 55 лет;
4. Мухамметрахима Сагитова, 48 лет;
5. Сатыя Абдулкаримова, 48 лет;
6. Галиуллы Мухамметрахимова, 23 лет;
К сожалению, не имея материалов ревизии проводимой в 1811 году, невозможно ответить на вопрос откуда прибыли вышеназванные люди и их родственные отношения.
Вот основные рода татар, состоящих в тептярском сословии, д.Камышлы заселившие данную деревню в три волны в период с 1730-х по 1858 годы.
-
Первая часть заметок на полях о коренных родах составивших основу с.Камышла Самарской области закончена. В дальнейшем планируется также вкратце рассказать о родах ясачных татар, но это позднее... теперь же, если кому интересно что-то спрашивайте.
ЗЫ. Возможно в еще более дальней перспективе будет выложен "Историческая справка об истории с.Камышла" Саниахметова Хозиахмета, написанная в декабре 1960 года. В принципе, если кто-то интересовался историей с.Камышла, то эта историческая справка уже не раз пересказывалась, в т.ч. в книге Хайрова "Есть в Заволжье село" и серии статей Марданова, правда без всякого упоминания, что вся взятая информация принадлежит Саниахметову.
-
известно ли автору что-либо о Юсупе Куруееве 1692 г.р. из д.Камышлы, дочь которого (Назбика Юсупова 1721 г.р.) вышла замуж за Абдикея Сеитова (1711 г.р., вероятнее всего ямской татарин) в д.Токтарово (2РС Новой Московской к Оренбургу дороги Оренбургского уезда)
-
В дальнейшем планируется также вкратце рассказать о родах ясачных татар, но это позднее...
очень интересно узнать эту историю
-
известно ли автору что-либо о Юсупе Куруееве 1692 г.р. из д.Камышлы, дочь которого (Назбика Юсупова 1721 г.р.) вышла замуж за Абдикея Сеитова (1711 г.р., вероятнее всего ямской татарин) в д.Токтарово (2РС Новой Московской к Оренбургу дороги Оренбургского уезда)
Юсуп Куреев точно из Камышлы Самарской области?
-
в приложении фрагмент 3 ревизии по д.Токтарово Урдала Сходневской волости Бугульминского уезда
-
в приложении фрагмент 3 ревизии по д.Токтарово Урдала Сходневской волости Бугульминского уезда
Моя деревня в Бугурусланском уезде. Хотя такой тогда не было. Это, скорее всего, не та Камышла, т.к. искомой персоны там, вреде, нет.
-
Моя деревня в Бугурусланском уезде. Хотя такой тогда не было. Это, скорее всего, не та Камышла, т.к. искомой персоны там, вреде, нет.
между этими двумя деревнями 66 км по асфальтированным дорогам, а напрямую и меньше 50 будет.
в округе больше Камышлы нет, так что высока вероятность, что мы имеем ввиду одну и ту же деревню.
при построении генеалогического древа (есть и более поздние предки из Камышлов) пользовался в т.ч. и РС 1834 года марта 21 дня Оренбургской губернии Бугурусланского уезда деревни Камышлы о состоящих мужеска и женска пола тептярах
-
Моя деревня в Бугурусланском уезде. Хотя такой тогда не было. Это, скорее всего, не та Камышла, т.к. искомой персоны там, вреде, нет.
между этими двумя деревнями 66 км по асфальтированным дорогам, а напрямую и меньше 50 будет.
в округе больше Камышлы нет, так что высока вероятность, что мы имеем ввиду одну и ту же деревню.
при построении генеалогического древа (есть и более поздние предки из Камышлов) пользовался в т.ч. и РС 1834 года марта 21 дня Оренбургской губернии Бугурусланского уезда деревни Камышлы о состоящих мужеска и женска пола тептярах
Давайте попробуем посмотреть, что там с этими тептярами. Там их несколько волн тептяр было.
-
нашел предков из Камышлов:
Валиулла Сеитбатталов (1822 г.р.) и жена его Магашукемал Хисматуллина (1825 г.р.)
добрался до предков из 7 ревизии: Мансур Абдулменев (1758-1822) и жена его Шарыфа 1773 г.р.
есть ли у кого в наличии более ранние ревизии???
-
нашел предков из Камышлов:
Валиулла Сеитбатталов (1822 г.р.) и жена его Магашукемал Хисматуллина (1825 г.р.)
добрался до предков из 7 ревизии: Мансур Абулменев (1758-1822) и жена его Шарыфа 1773 г.р.
есть ли у кого в наличии более ранние ревизии???
К этой семье относится следующая строчка:
Семья Абдулмена Резяпова переселилась из д.Новое Резяпово. Всего в д.Камышлы по будущим тептярам числилось 50 душ мужского пола [Там же, Л.544 об.-545].
-
одни из которых в дальнейшем стали в сословном отношении тептярами, а другие ямскими (в дальнейшем ясачными) татарами.
хотелось бы подробней изучить историю ямских татар, откуда они пришли, по чьей воле, существуют ли документы по расселению ямщиков?
в 1811 году мои предки записаны как "татары, исполняющие почтовую гоньбу", поэтому данная тема очень актуальна.
-
одни из которых в дальнейшем стали в сословном отношении тептярами, а другие ямскими (в дальнейшем ясачными) татарами.
хотелось бы подробней изучить историю ямских татар, откуда они пришли, по чьей воле, существуют ли документы по расселению ямщиков?
в 1811 году мои предки записаны как "татары, исполняющие почтовую гоньбу", поэтому данная тема очень актуальна.
По документам мои предки изначально записаны, как безясачные татары, потом ясачные/государственные, но упоминание о них же, как "татары, исполняющие почтовую гоньбу" тоже имеются. Предполагаю, что расселились они по своей воле ища свободные земли, которые им предложил Надыр Уразметов. Мой прямой предок Абдулла Юнусов с братьями и еще одним человеком поселились в Камышле из д.Московой Казанской дороги Уфимского уезда. Предполагаю, что это ныне с.Москово Дюртюлинского р-на РБ, а оттуда рукой подать до Верхних Чуптов Чекмагушевского р-на РБ где некоторое время обитал сам Надыр. Из Чуптов, кстати, в Камышлу прибыли и несколько человек (как ясачных, так и будущих тептяр).
-
Предполагаю, что расселились они по своей воле
в отношении расселения ямских татар, думаю, свою роль сыграло государство, и поэтому имхо должен остаться документальный след этой деятельности
-
Предполагаю, что расселились они по своей воле
в отношении расселения ямских татар, думаю, свою роль сыграло государство, и поэтому имхо должен остаться документальный след этой деятельности
Возможно, но не стал бы жестко разделять будущих ямских и тептяр. Какие-то различие между ними, безусловно, были - раз развели сразу по двум книгам, но, по тем же переселенцам из Чуптов первая ревизия не показывает различий - в 1й ревизии они в одном сословии, а при переселении в Камышлу записаны в разные. Думаю, что перемещались они вместе. Но, предположу, что статус ямских был выше.
-
По ходатайству Неплюева,чтобы отделить влияние иноверцев (магометян) на новокрещен Сенат вынес решение выселить татар из Осинской и Сибирской дороги УУ. Кто вошел в 1 перепись их вернули на прежние места жительства, а кто успел заселится до 1РС и не попавших в податные списки поселены по Большой Московской дороге, где их записали в подушный оклад.В 1757 году по ходотайству того же Неплюева их освободили от рекрутства с условием что будут отправлять Оренбургскую почту без платежа прогонных денег.
P.S. Почему то не вставляются цитаты
-
отлично!!!!
Салават, а можно ссылки на первоисточники? а еще лучше и сканы тож))))
-
К сожалению цитату то не смог вставить, почему то заело.
Эта информация из труда Бакалинского историка-краеведа Т.Каримова.описывает историю Бакалов , Нагайбацкой крепости, деревень Катаева,Токтагулова,Старое Кручева (ваш Сеит Кручев тут не "наследил" ? :) ) начала 18 -19 веков. Ссылается на труды Рычкова "Топография оренбургской губернии", Витеевского и Неплюева "Оренбугский край в прежнем составе до 1758г" , Материалы по истории БАССР". Конкретно на этот абзац ссылки нет.
-
ну что ж, начнем искать....
Салават, спасибо за ссылки
-
Кстати , в выложенной вами отрывке РС фамилия Юсупа - КуруЧев. Или у вас просто ошибочно не дописано?
-
Неплюев в 1742 г. был назначен наместником Оренбургского края....
так что его "авторство" о выселении татар с Осинской и Сибирской дорог УУ и заселении ими земель Новомосковской дороги уже сомнительно...
-
Кстати , в выложенной вами отрывке РС фамилия Юсупа - КуруЧев. Или у вас просто ошибочно не дописано?
нет, раньше я считал, что Куруеев, проверю обязательно
Кручев - Куручев.... однако, похожи
-
Салават, согласен!!!
в данном документе буква ч очень похожа по написанию с буквой е
так что, вполне возможно, что КуруЧев вместо КуруЕев
-
По ходатайству Неплюева,чтобы отделить влияние иноверцев (магометян) на новокрещен Сенат вынес решение выселить татар из Осинской и Сибирской дороги УУ. Кто вошел в 1 перепись их вернули на прежние места жительства, а кто успел заселится до 1РС и не попавших в податные списки поселены по Большой Московской дороге, где их записали в подушный оклад.В 1757 году по ходотайству того же Неплюева их освободили от рекрутства с условием что будут отправлять Оренбургскую почту без платежа прогонных денег.
P.S. Почему то не вставляются цитаты
Интересный материал. Правда реализация этого дела, видимо, хромала. Среди заселивших Надыровскую волость было достаточно тех, кто были записаны в 1й ревизии в Уфимском уезде.
-
По ходатайству Неплюева,чтобы отделить влияние иноверцев (магометян) на новокрещен Сенат вынес решение выселить татар из Осинской и Сибирской дороги УУ. Кто вошел в 1 перепись их вернули на прежние места жительства, а кто успел заселится до 1РС и не попавших в податные списки поселены по Большой Московской дороге, где их записали в подушный оклад.В 1757 году по ходотайству того же Неплюева их освободили от рекрутства с условием что будут отправлять Оренбургскую почту без платежа прогонных денег.
сведения из книги Витевского В.Н. "Неплюев и Оренбургский край в прежнем его состоянии до 1758 г." (стр.187 том1):
среди других, указанных в представлении Неплюева в Сенат в 1743 году о построении Оренбурга, имеется под номером 4 предложение "о заселении дороги к Оренбургу сходцами, живущими в Уфимском уезде". Сенат утвердил представление Неплюева, в т.ч.: "Дорогу от Уфы к Оренбургу, начиная от Сакмарского городка, чрез деревню Измайлову, или Карабашеву, дозволено заселять различными сходцами с льготою от податей на год, но при этом записывать, откуда они пришли... Новокрещеных иноверцев приказано селить отдельными слободами, чтобы между ними не было иноверцев"
Т.о. можно сделать вывод, что имелась ввиду дорога от Уфы к Оренбургу, наша же Камышла находится значительно западнее этого пути, стало быть, заселение этой области не связано с упомянутым представлением Неплюева.
-
добрался до предков из 7 ревизии: Мансур Абдулменев (1758-1822) и жена его Шарыфа 1773 г.р.
Дополнил немного информацию в Заметку, относительно Вашего предка:
Абдулмен Резяпов (1706 г.р.), сын Резяпа Илмурзина (1665 г.р.) переселился с детьми из деревни, названной по третьей ревизии Новое Резяпово, но известной во время второй ревизии под названием "Резяпово, что на речке Синиряне"
Но, наверное, это Вам уже известно.
-
В РГИА видел дело Ф1152 оп1 1828 д.145 о ямских "чемоданных" татарах. Заселены были в 1743 году по Новомосковской дороге от Оренбуга до Казани на 13 станциях 2000 душ мужеска полу которые должны были содержать 156 лошадей (по 3 лошади на 28 душ). А к 1828 г их стало 5144 души. обсуждается вопрос их рекуртской повинности.
-
нет там такой речки камышлинка а есть река СОК . В РБ есть деревня старые камышлы на речке камышлинка и рядом деревня ильмурзино которое основал ильмурзин
-
нет там такой речки камышлинка а есть река СОК . В РБ есть деревня старые камышлы на речке камышлинка и рядом деревня ильмурзино которое основал ильмурзин
А куда делась? Окончательно пересохла?
При чем тут Старая Камышла в Башкирии - тема не про нее.
-
Абдулмен Резяпов (1706 г.р.), сын Резяпа Илмурзина (1665 г.р.) переселился с детьми из деревни, названной по третьей ревизии Новое Резяпово, но известной во время второй ревизии под названием "Резяпово, что на речке Синиряне" [Там же, Л.544 об.-545, РГАДА, Ф.350, Оп.2, Д.3793, Л.51].
Резяп Илмурзин упомянут в донесении Надыра Уразметева о событиях 1735 года:
И назад тому дней с пять Казанской дороги, Калнинской волости, деревни Якубаевы башкирец Якубай приказывал с товарыщем, волости моей деревни Резяповы с служилым татарином Резяпом Илмурзиным, чтоб я и служилыми людьми, с которыми велено мне по силе вышеписанного Ея императорского величества указу ехать в службу, остерегался, ехал бы тайным образом, ибо башкирцы хотят нас убить за вышеозначенное же – бутто я прибыльщик и подписался служить Ея императорскому величеству без их ведома
Отрывок приведен из приложения 4 "1735 года июня 8. Доношение сотника Казанской дороги Надыровой волости Надыра Уразметева в канцелярию Шешминского ландмилицкого драгунского полка" по монографии Амирханова Р.Х., Габдуллин И.Р. Нефтепромышленник Надыр Уразметова и его время. - Казань, 2014, С. 44.
-
Этот документ подписали следующие лица:
В сем покорно прошу Уфимского уезду Казанской дороги Надыровы волости деревни Надыровы, Карлыгач тож, сотник Надыр мулла Уразметев, Урман Кильметев, Биккул Толбаев, Саит Бекмясев, Девкай Уразметев, Арслан Янбулатов с товарыщи, оной деревни жители
Девкай Уразметев думаю тоже самой лицо, что и Евкай/Зевкай/Явкай Уразметев из Камышлы. Получается к 1735 г. он, а возможно и мой предок Абдулла Юнусов, жили в д. Надырова, Карлыгач тож. Связь Евкая и Абдуллы показана в 2 ревизии не явно, но оба были показаны безясачными татарами, перешедшими из д. Москово Уфимского уезда.
-
Сведения по Евкаю Уразметеву из книги Бадртдинов А.Х. История татар в Камышинском регионе. - Казань, 2017, СС. 95-97:
В 1762–1766 гг. проводилась III ревизия (перепись) населения. Согласно ревизским сказкам, был жив сын Уразмухаммеда – Чаука. Он владел землями, расположенными лишь по оврагу в сторону Давлетгулова. В районе поселка Красный Яр находится глубокое ущелье, которое носит имя Чауки Уразметова – Чаука бей Чокыры («овраг Чаука бая»). В окрестностях с. Татарский Байтуган находится гора, которая носит имя Алтанбека Ермакова – Алтын тау, или Золотая гора. Это означает, что Чаука Уразметов и Алтанбек Ермаков владели землями, расположенными в окрестных местах. Таковыми являются и горы Башир, Фаткулла, Акана и др. Но эти владельцы не относились к тарханам и являлись небольшими воинскими чинами, которым правительство раздавало земли за отличие в воинской службе – в Полтавской битве, в Крымской войне, в войне со шведами и других войнах
Из сказанного выше становится ясно, что в предании речь идет о том, что владельцем земли может быть только тот, кто является потомком тархана, так как тарханство и тарханные земли передавались по наследству. В данном случае Ярмухаммед, хотя и лишался земли, но тарханство не потерял. Он мог их приобрести в другом месте, отличившись в службе царю. А изъятая земля передавалась потомкам.
В документах III ревизии (1762 г.), среди жителей с. Старое Усманово значится имя Бикбая Кульмеева (см. родословную). Он приходился правнуком старшины Туйбакты, как и Надир Уразметов. В Старом Ермаке владельцами земли стали Кунакбай Аитов, старшина Усман (Матвей), в Байтугане – Алтанбек Ермаков, в Камышле – Чаука Уразметов – все они потомки тарханов
Не знаю откуда автор взял эти данные, особенно про то, что Евкай Уразметев потомок тархан и, видимо, сын Уразмета Тотышева. Видимо только по созвучию имён.
Касательно остальных вышеприведенных, то Бикбай Кулмеев во 2 ревизии прописан в Надырово, Байтуган тож. Он действительно сын Кулмея Уразлина, соответственно внук Уразлы Байбурин и правнук Байбура Тойбахтина. Кунакбай Аитов, видимо, сын Аита Бекметева и внук Бекмета Тойбахтина. Про Алтанбека Ермакова и Усмана ничего сказать не могу
-
Заметил странность.д.Резяпово на р. Синирян получается теперешнее Старое Резяпкино на р.Сунгур. Речка Сунгур на карте красильникова нанесена как Сигрян.Получается Новое Резяпово по 3 РС существует сейчас как Старое
Арслан Янбулатов и Беккул Толбаев нарисовались по 2 РС в Сары Беккулово, тогда как Резяп Ильмурзин основался в Резяпово на Синиряне.
-
Заметил странность.д.Резяпово на р. Синирян получается теперешнее Старое Резяпкино на р.Сунгур. Речка Сунгур на карте красильникова нанесена как Сигрян.Получается Новое Резяпово по 3 РС существует сейчас как Старое
Арслан Янбулатов и Беккул Толбаев нарисовались по 2 РС в Сары Беккулово, тогда как Резяп Ильмурзин основался в Резяпово на Синиряне.
А Старого Резяпкина, что на речке Камышле, наверняка не существует с 18 века.
Арслан Янбулатов и Беккул Толбаев показаны ясачными (Д.2450) или тептярам (Д.3797)? Указано откуда они переселились?
-
Кстати, по поводу Ермакова и потомков тархана Асылхужи Мижакова. Бадртдинов в своей книге рисует, что там линия идёт по Алтынбеку Ермакову: Туйкильде - Мамат - Дурмат - Ярмак - Алтынбек.
-
Думаю все таки первоначальня деревня Резяпово-это современная одноименная деревня Чекмагушевского.Раз по эту деревню старшина Калнинской вол.д.Якупово говорит "моей волости".От Чупты и Москово получается не очень далеко.Но вот незадача-ачсфандияров приписывает что тептяре в это Резяпово заселились ро допуску Кыр иланцев в районе 1703 г.
Арслан и Беккул (кстати не в честь него Сары Беккулово?) в д.3793 прозваны просто "татара"
-
Вообще то по карте 1802 года Резяпово нарисована на р.Чукалы и Курмас , а Асфандияров пишет что на р.Сякаш.Возможно разные деревни
-
Думаю все таки первоначальня деревня Резяпово-это современная одноименная деревня Чекмагушевского.Раз по эту деревню старшина Калнинской вол.д.Якупово говорит "моей волости".От Чупты и Москово получается не очень далеко.Но вот незадача-ачсфандияров приписывает что тептяре в это Резяпово заселились ро допуску Кыр иланцев в районе 1703 г.
Арслан и Беккул (кстати не в честь него Сары Беккулово?) в д.3793 прозваны просто "татара"
Надыр Уразметев пишет, что башкирец Якубай, через служилого татара Надыровой волости Резяпа Идмурзина, передал Надыру эти сведения.
-
У Резяпа Ильмурзина внуки, сыновья Шафи и Чура перешли после 3 РС в деревню Сугушлы, Лениногорского района.
-
Как то за приготовлением благородного напитка оказалось много свободного времени и провел немного нелогических исследований по персонам д. Камышлы.
-
Посмотрел д.2450 в оригинале.
В оригинале персона Беккул оказалась под фамилией (отчеством) АЙметев.Впрочем как и в д.3797 тоже идет Айметев.
Осталось сомнение как на самом деле АКметев или АЙметев.
Хотя в д.3797 среди выдавших в замуж из д.Камышлы в д. Шалчале написан Беккул АКметева дочь, а в самой д. Камышлы среди выданных в замуж фигурирует Бекчура АКметева дочь. Беккул и Бекчура похоже одно и то же лицо.
-
Перехожу на группу лиц в Камышлы которые появились по 3 РС. Эта группа из Сарабеккулова.
Первая персона
Бирда Уразметев 1691 г.р.(у него то как раз жена Бекчантая( пошу прощения ошибочно ранее написал Бекчура) АКметева дочь)
Тут два суждения
1. Бирда (скорее всего сокращенное Енабердей) Уразметев и Явкей( Зявкей) Уразметев братья?
2. У Берды жена Беккула(Бекчантая) АК(Й) метева дочь?
В Сарабеккулово у Берды остался возможный брат Хасян Уразметев1706 г.р.У Хасяна жена взята из. д. Каменки КУ Ногайской дороги у ясашного Ибрая Альметева. НО!!! в Казанском уезде есть только служилая деревня Каменка.Тут или ошибка переписчика или всетаки в Кменке жили и ясачные. Среди служилых Ибрая Альмаметева не нашел.
Тут надо еще поразмышлять над имененм Явкея(Зявкея). Бирда и Зявка созвучны.Учитывая что еще одного представителя из Сарабеккулова Юсупа АКМЕТЕВА (о нем еще будет далее разбор) сына звали Енабердя.
А вот Зявка по созвучию (если родственная связь есть) надо поразмышлять.
-
вторые персоны из Сарабеккул которые перешли перед 3 РС в Камышлы.
Биктемир Танатаров и
братья Абдулла Абдулкарим, Абдрашит Бигатаровы.
Они все родственники однозначно.
Про Биктимира сказать нечего, если не учесть что его дочь прапра.. бабушка Асхата.
А вот Бигатаровы наследили. Их сестра Назбика 35 лет на 3РС выдана в д. Маметеву и там указан ее отец Бигатар Тимекеев.А еще один брат Азнакай Бигатаров остался в Сарабеккул
Абдрашита Бигатарова жена дочь некоего Ирмаша Карабаева из. Ст. Надырово. Да вот незадача этот Ирмаш перешел перед 3 РС тоже в Сарабеккул!!!! О нем позже.
-
Теперь о персоне из Сарабеккул которые могли иметь отношение к персонам из Камышлы.
Юсуп Акметев 1708 г.рю с сыном Енабердеем 28 лет к 3 РС.
не уверен . напсано то ли ИАшит то ли КАшит. Может и Кишитом быть.
По ЛанДалее чехарда или ошибка писца.
У Енаберды 28 лет!!!! жена Бухар 55лет!!!!! дочь ясачного татарина Нюрка Айтуганова из д. Шанталы КУ Ногайской дороги.Этот Нюрка виден по д.1156 как переходящий из Старых в Новый Шанталы.
У Енаберды еще теща Минач Юсупова 81 год!!! Юсупа Айметева дочь
Сам Юсуп Акметев прописной д. Ашит? Алатской дороги выскочил в конце д.2450 как отец рекрута. Насчет Ашит дратке Алатской нашел только вот этого подходящего" Акмамет Токтамышев бежал с женой и детьми бежал в 1716 году.
Родственные отношения Акметя Беккулова из Камышлы и Юсупа Акметева из Сарабеккул выяснить не удалось.
-
Теперь о тех в Сарабеккул которые вряд ли имеют отношение к Камышлы
Перешедший перед 3 РС из д. Ст. Надыровой в Сарабеккул Ирмаш Карабаев с сыновьями.
Они выходцы из д. Казанского уезда Ногайской дороги д. Альметевой прописные. Ясачной такой деревни нет. В служилых Ногайской эту персону не нашел.
Перешедшие из д. Маметево в Сарабеккул Салих и Салим Зингильдины. Их брат Зенбек остался умершим в Маметево.Отождествлять имена Зявкай с именами Зингильда, Зянбек (Енебек) не хотелось бы. Хотя Хотя Зявгильда созвучен в Зявкаем.
То есть Бирдя и Зявкай Уразметевы вполне могли быть Енабирде и Яу(в)бирде Уразметевыми. Приставки к имени
-бирде и -кильде(-гиьлде) в именах 16-18 веков менялись друг с другом.
-
Еще, просматривая Ландратку по Ногайской дороге КУ заметил в некоторых деревнях отдельно выделены безъясачные татары.Принцип не понял. То ли вновь прибывших не положили на ясак, то ли другое.
д. Большой Салтан, Малый Ашняк-Берсут, Арыш, Тимерлик, Янтык, Сунчалеево и др.