(л. 41 об.) СЕ (205-го=1697-го) генваря в Ѳ (9) день писал кабалу Бирской площади подьячей Ивашко Кондаков в том, что занял Бирского городка стрелец Федор Петров сын Дехтярев сыном своим родным неотделным Романом в Бирском городке у бирского крестьянина у Агея Калинина сына Зинова пятнатцать рублев денег. А заплатить на срок на Троицын день сего ж СЕ (205-го=1697-го) году.
А порукою в сю кабалу ручалися бирские ж стрелцы: Степан Яковлев сын Крашенинник, Василей Ильин сын Красилников.
Позади кабалы вместо заимшика рука Федора Зырянова. Порутчик Степан руку приложил. Порутчик Василей руку приложил.
Послух Иван Петров.
От записки по указу три алтына, две денги взято.
СЗ (207-го=1699-го) году августа в А (1) день писал кабалу Бирской площади подьячей Иван Петров в том, что занял Уфинского уезду, Казанские дороги, деревни Явгелдины черемисин Мамедей И<в>анчин в Бирском городке у бирского крестьянина у Агея Калинина сына Зинова три рубли денег. А заплатить на срок СИ (208-го=1699-го) году октября в А (1) день.
А порукою ручался бирской стрелец Сава Деменьтьив сын Пономарев.
А кабалу толмачил Матвей Патракиив. Послух Петр Кобелев.
Позади кабалы вместо толмача рука и порутчика Ивана Кондакова.
От записки по указу десять денег взято.
(л. 42) РЧИ (198-го=1689-го) году ноября в КИ (28) день писал кабалу Иван Беляив в том, что занял Бирского городка крестьянин Мокей Федоров сын Ямашев в Бирском городке у бирского крестьянина у Агея Калинина Зинова дватцать рублев денег на срок до Сырной нидели сего ж РЧИ (198-го=1690-го) году.
А порукою в сю кабалу ручались бирской стрелец Иван Иванов сын Крашенинников да бирской крестьянин Иван Федоров сын Крашенинников, Михайло Федоров сын Коновалов.
Послух Епифан Крысин, Афонасей Костарев.
Позади кабалы заимшик руку приложил. Порутчик Иван Крашенинников руку приложил. Вместо порутчиков Михайла Яковлева рука.
От записки по указу три алтына, две денги взято.
СИ (208-го=1699-го) году декабря в АI (11) день писал кабалу Бирской площади подьячей Иван Кондаков в том, что заняли Бирского городка земской староста Мокей Федоров сын Ямашев и крестьяня: Емельян Ипатьив, Василей Белобородов, Сергей Зырянов, Филип Малмыженин, Семен Ярославов, Осип Гойтанов, Дорофей Шерстобитов, Петр Петров – все есми заимшики – заняли в Бирском городке у бирского крестьянина у Агея Калинина сына Зинова три рубли денег на срок на Рожество Христово в нынешнем же в СИ (208-го=1699-го) году.
Послух Степан Костарев.
Позади кабалы земского старосты Мокия Ямашева рука.
От записки по указу десять денег взято.
(л. 42 об.) СА (201-го=1693-го) году марта в КЗ (27) день писал кабалу Бирской площади подьячей Ларион Зырянов в том, что занял Бирского городка стрелец Иван Нестеров сын Чаща в Бирском городке у бирского крестьянина у Агея Калинина сына Зинова восмь гривен денег. Заплатить на срок в СВ (202-м=1694-м) году.
Порукою в сю кабалу ручались Бирского городка бирских стрелцов пятидесятник Андрей Кирилов сын Зубов, Гарасим Прокофьив Кречков, Анофрей Степанов сын Кирин, да бирской крестьянин Федор Ильин сын Дудырев.
Послух Иван Кондаков.
Позади кабалы вместо заимшика и порутчиков рука Василья Крашенинникова.
От записки по указу шесть денег взято.
СД (204-го=1695-го) году сентября в Е (5) день писал кабалу Бирской площади подьячей Ларион Зырянов в том, что занял Бирского городка, присуду, деревни Карпова починку крестьянской сын Федор Михайлов сын Лыкасов в Бирском городке у бирского крестьянина у Агея Калинина сына Зинова десять рублев денег на срок сего ж году на Светлое Христово Воскресение.
А порукою бирской стрелец Григорей Гаврилов сын Кондаков да бирской стрелецкой сын Денис Никонов сын Овчинников.
Послух Епифан Крысин.
Позади кабалы вместо заимшика и порутчиков рука Мокея Ямашева.
От записки по указу три алтына, две денги взято.
(л. 43) РЧИ (198-го=1689-го) году октября в КЕ (25) день писал кабалу Бирской площади подьячей Афонасей Костарев в том, что занял Бирского городка пешей стрелец Михайло Иванов сын Быков в Бирском городке у бирского крестьянина у Агея Калинина сына Зинова два рубли, четырнатцать алтын, две денги денег на срок во РЧѲ (199-м=1691-м) году.
А порукою в сю кабалу ручались бирские пешие стрелцы: Денис Савельив сын Пастухов, Кондратей Афонасьив сын Рябиков, Трофим Евстратов сын Вятка, Терентей Алексеев сын Байковец, Степан Борисов сын Зезюхин, Лука Симанов сын Медведь.
По сей кабале уплаты рубль. Послух Епифан Крысин.
Позади кабалы вместо заимшика и порутчиков рука Оски Орлова.
От записки по указу шесть денег взято.
СS (206-го=1698-го) году июля в ГI (13) день писал кабалу Бирской площади подьячей Иван Кондаков в том, что занял Бирского городка земской староста Яков Иванов сын Чюнтомов и крестьяня: Григорей Портнягин, Захар Сухоплюев, (л. 43 об.) Савелей Фадеив, Гурей Соломонов, Сергей Зырянов, Петр Синбирцов, Андрей Боталов, Яков Десяткин, Василей Белобородов, Федор Кузнецов, Михайло Овчинников, Василей Худяков, Иван Зонов, Андрей Дудырев, Иван Воронин, Яким Немков, Терентей Байков в Бирском городке у бирского крестьянина у Агея Калинина сына Зинова четыре рубли денег на срок на Покров Пресвятые Богородицы двести седмаго году.
Послух Степан Костарев.
Позади кабалы вместо земского старосты и крестьянин рука Тимофея Напалкова.
От записки по указу десять денег взято.
РЧѲ (199-го=1691-го) году маия в И (8) день писал кабалу площадной подьячей Ларион Зырянинов в том, что занял Уфинского уезду, Казанской дороги, Шамшадинской волости, деревни Ишметевы чювашенин Ишмет Бекбулатов у бирского стрелца у Андрея Мартьянова сына Дьяконова одиннатцать рублев, шеснатцать алтын, четыре денги до сроку ноября в ДI (14) день в С (200-м=1691-м) году.
А порукою в той кабале Бирского городка толмач (л. 44) Иван Фалелеив. Да тое ж деревни Ишметевы чювашенин Апалей Камаив.
Послуси у кабалы: Иван Петров, Иван Беляив. Толмачил Порутчик Иван Фалелеив.
Позади кабалы заимшик Ишмет денги занял и тамгу приложил такову: <тамга>. Вместо толмача и порутчика рука Стенки Тарпанова. Порутчик Апелей тамгу приложил: <пустое место>.
Уплаты на кабале подписано: платил порутчик Иван Фале<ле>ив заемные деньги, одиннатцать рублев с полтиною, своими деньгами.
От записки по указу три алтына, две денги взято.
҂¯аψа (1701-го) году июля в КИ (28) день писал кабалу Приказной избы подьячей Павел Смагин в том, что занял в Бирском городке Бирского городка житель Алексей Лаврентьив сын Мысовцов и з женою своею Феклою Васильивой дочерью бирской Приказной избы у подьячего у Михайла Яковлева сына Семенова четыре рубли денег до сроку до Рожества Христова сего ж году.
У кабалы свидетель бирской стрелецкой сотник Федор Семенов.
Позади кабалы вместо (л. 44 об.) заимшиков рука площадного подьячего Петра Кобелева.
От записки по указу десять денег взято.
СГ (203-го=1694-го) году сентября в В (2) день писал кабалу Бирской площади подьячей Ларка Зырянов в том, что занял Уфинского уезду, деревни Зуивы крестьянин Софрон Иванов сын Лобанов в Бирском городке у бирского стрелца у Стефана Яковлева сына Крашенинника два рубли денег. А заплатить те деньги на срок сего ж году ноября в И (8) день.
А порукою по нем, заимшике, ручались: бирской стрелецкой сын Иван Устинов сын Беляив; да бирские крестьяня: Мокей да Иван Федоровы дети Ямашевы.
У кабалы послух Иван Кондаков.
А позади кабалы вместо заимшика рука Ивана Петрова. Да рука порутчикова, Ивана Беляива да Моки Ямашева. И вместо порутчика Ивана Ямашева рука иво ж, Моки Ямашева.
От записки по указу шесть денег взято.
(лл. 45а-45а об.) Пустые листы.
(л. 45) Книги записные старым всяким крепостям записям.
(л. 45 об.) Се яз, Павел Федоров сын, Уфинского уезду, Сибирские дороги, деревни Ивановы новокрещен и з женою своею Дарьею Степановой дочерью дали есми в Бирском городке сию на себя запись бирскому пушкарю Михаилу Сидорову сыну Калашникову в том:
В нынешнем в СИ (208-м=1700-м) году генваря в КS (26) день взял я, Павел, и з женою своею на росплату долгов своих у него, Михаила, семнатцать рублев денег московских ходячих бес приписи. А за те взятые деньги мне, Павлу, и з женою своею жити у него, Михайла, во дворе и в деревне ево, и работать всякую дворовую и отъезжую работу с сякова числа до сроку семь лет – двести пятого на десять году генваря до КS (26) числа.
И живучи мне, Павлу, и з женою своею у него, Михаила, до того сроку, и в той работе ево, Михайла, и домашних ево слушать во всем и не огурятца, и ослушным ни в чем не быть, над скотом ево и над животом никакие хитрости и дурна не учинить, и животов ево не покрасть, и, не дожив до того сроку, не сотти и не збежать, и никаким вымыслом не отыматца. А пить и есть и платье все носить мне, Павлу, и з женою своею ево, Михайлово.
А буде я, Павел, и з женою своею ево, Михайла, и домашних ево в той работе слушать не станем или учнем огурятца, и какое дурно чинить, и ему, Михайлу, меня, Павла, и жену мою от всякого огурства и дуровства унимать, и, смотря по вине, смирять.
А порукою в сю запись по мне, Павле, и по жене моей в той работе, и в сносе, и в побеге ем<у>, Михайлу, ручались Уфинского уезду, Осинские дороги, (л. 46) деревни Тимошкины новокрещен Игнатей Яковлев сын.
А буде он, Павел, и з женою своею за моею порукою у него, Михайла, до того сроку жить и работать не станут, и, покравчи животы ево, куды сойдут или збежат, или каким вымыслом учнут отыматца, и ему, Михаилу, взяти те взятые деньги и покраденые животы по скаске своей на мне, Павле, и на жене моей, и на мне, на порутчике, все сполна: что он, Михаило, скажет, тому и верить.
А буде я, Павел, и з женою своею, живучи у него, Михаила, до того сроку, которые дни пролежим и прогуляем, и мне, Павлу, и з женою своею те пролежные и прогулные дни у него, Михайла, до того сроку доживем. А как я, Павел, и з женою своею у него, Михайла, до того сроку доживем и сработаем, и ему, Михайлу, сию запись отдать мне, Павлу, безденежно.
А на то послуси: Петр Кобелев, Степан Костарев. А запись писал Бирские площади подьячей Иван Кондаков лета ҂¯ЗСИ (7208-го=1700-го) генваря в КS (26) день.
А позади пишет к сей записи вместо новокрещеных Павла Федорова сына и жены ево Дарьи Степановы дочери по их велению Тимофей Напалков руку приложил. Вместо порутчика новокрещена Игнатья Яковлева по ево велению бирской стрелец Стенка Крашенинник руку приложил.
Пошлин от записи по указу денатцать алтын взято.
Се яз, Баймурза Гиреев сын, Казанского уезду, Арские дороги, деревни Кушачь Суби ясашной вотяк и з женою своею Мастикою Актыбаевой дочерью заняли есми в Бирском городке у бирского стрелца у Сидора Иванова сына Калашника семнатцать рублев денег московских ходячих бес приписи нынешняго С (200-го=1692-го) году марта в КЗ (27) день. А заплатить нам, заимшиком, те ево, Сидоровы, деньги впредь на срок на Сществие Святаго Духа в нынешнем же двусотом году. (л. 46 об.) А в тех заемных деньгах до того сроку мы, заимшики, ему, Сидору, заложили дву сынов своих родных: Ямакея да Янкея Баймурзиных детей.
А буде мы, заимшики, ему, Сидору на тот вышеписаной срок тех ево денег не заплатим и детей своих, Ямакея да Янкея, не выкупим, и ему, Сидору, после того сроку детей наших, Ямакея да Янкея, вольно во святую православную веру крестить и у себя держать вечно или после сроку продать, или ему, Сидору, вольно детей наших заложить ввек.
А на то послуси: Бирской площади подьячей Карп Мелников, Иван Кондаков, Иван Беляев меншей. А кабалу толмачил Любим Кондаков. А кабалу писал тое ж площади подьячей Ивашко Беляев лета ҂¯ЗС (7200-го=1692-го) году марта в КЗ (27) день.
А позади кабалы заимшик Баймурза Гиреев денег занял и тамгу свою приложил <тамга> такову. Заимшица Мастика Актыбаева денег заняла и дамгу свою приложила: <тамга>.
Вместо толмача Любима Кондакова по ево велению сын ево Васка руку приложил.
И пошлин и от записки по указу двенатцать алтын взято.
Се яз, Иван Андреев сын прозвище Бобыль, Бирского городка житель и з женою своею Федорою Яковлевой дочерью: дали мы сию на себя запись в Бирском городке бирскому пушкарю Михаилу Сидорову сыну Калашникову в том:
В нынешнем ҂¯аψ (1700-м) году маия в КВ (22) день взял я, Иван з женою своею Федорою, у него, Михаила, откупить себя от крестьянства тритцать рублев денег. А в тех деньгах заложил я, Иван з женою своею Федорою, ему, Михайлу, детей своих девок: Анну да Матрену. А я, Федора, сына своего, перваго своего мужа, Петра Григорьева, впредь до сроку (л. 47) до Троицына дни ҂¯аψа (1701-го) году. А с сякова числа тем нашим детям, Анне и Матрене, и сыну моему Петру, у него, Михайла, и у жены ево, и у детей, до того сроку жить во дворе и всякая работа работать, и во всем ево, Михайла, и жены ево, и детей, слушать, спору и огурства не держать, и, покравчи животов ево, никуды не збежать, и над домом ево хитрости никакой не починить. А в работе и в побеге и в сносных животах порукою по детех своих, Анне и Матрене, и Петре, ему, Михайлу, и жене ево, и детям, я, Иван з женою своею Федорою.
А буде я, Иван з женою своею Федорою, тех взятых тритцати рублев денег ему не заплатим, и детей своих, Анны и Матрены, и сына своего Петра, на тот вышеписаной срок не выкупим, и после сроку теми нашими детьми, Анне и Матрене, и сыну моему Петру, по сей записи у него, Михаила, и у жены ево, и у детей, жить во дворе за нашею ж порукою вечно по тому ж в работе бес побегу и безо всякие хитрости.
И ему, Михайлу, и жене ево, и детям, детей наших, Анну и Матрену, выдать замуж у себя во дворе, и сына моего Петра женить по тому ж, во дворе, или где похотят. Вольно ему, Михайлу, и жене ево, и детям после того вышеписанного сроку дочерей наших и с мужевьями, и ево, Петра з женою, по сей записи продать и заложить, и в приданые отдать. И мне, Ивану, и жене, и детям, Анне и Матрене, и сыну моему Петру, на него, Михайла, и на жену ево, и на детей, о повороте и в работных деньгах Великому государю не бить челом, проторей и убытков никаких не учинить. Или от него, Михайла, и от жены, и от детей иво, покравчи, збегут, и ему, Михайлу, и жене ево, и детям, детей наших, Анну и Матрену, сына моево, из бегов имать по тому ж к себе во двор, в работу, А сю запись мне, Ивану, и жене моей, и детям нашим, и сыну моему Петру, ничем не спорить.
У сей записи свидетели: (л. 47 об.) кадашевец Тимофей Силин; да бирские крестьяня: Мокей Федоров сын Ямашев, Никита Яковлев сын Чекунов. А запись писал бирские Приказные избы подьячей Яков Баскав лета от Рожества Христова ҂¯аψ (1700-го) году маия в КВ (22) день.
Позади записи пишет: к сей записи вместо Ивана Бобылева и жены ево Федоры Яковлевы дочери по их велению Бирские площади подьячей Ивашко Петров руку приложил.
И пошлин и от записки по указу восмнатцать алтын, две денги взято.
Се яз, Баймурза Исеняков, Уфинского уезду, Осинские дороги, деревни Вараш вотяк и з детми своими родными неотделными, с Ыткинею да с Ышкинею, дали есми в Бирском городке сию на себя запись Бирского городка пушкарю Михаилу Сидорову сыну Калашникову в том:
В нынешнем СS (206-м=1698-м) году марта в КS (26) день порядился я, Баймурза и з детьми своими, у него, Михайла, в ыспольшики впредь до сроку на семь годов. И жить мне, Баймурзе и з детми своими, у него, Михаила, в деревне и сеять в той же ево, Михайлове, деревне на ево, Михайловых, землях на своих и на ево, Михайловых, лошадях вопчей ево, Михайловыми, семенами семь хлебов ржы да семь хлебов яровых, а сеять всякого хлеба как мочьиша будет. А что нашего, Баймурзина, севу всякого хлеба Бог уродит, и мне, Баймурзе и з детьми, тот всякой хлеб жать и в гумно возить и класть, и молотить с людьми в пору своими работниками, а у него, Михаила, ни х какому делу людей не спрашивать, и на кореню того испольного хлеба не ссыпать, и скотом не стравить, и не изгноить. И что того всякого хлеба Бог подаст, и мне, Баймурзе и з детьми, к нему, Михайлу, весть чинить, и ему, Михайлу, на гумно приходить или прикащиков присылать, и семенной всякой хлеб ему, Михайлу, вынимать, а примолот делить пополам равно, а молоченой хлеб ему, Михайлу, свой пай з гумна возить (л. 48) самому. А буде я, Баймурза з детьми своими, тот испольной хлеб своим небережением на кореню ссыплю, и скотом стравлю или згною, и вместо того отдать мне, Баймурзе, и з детьми ему добраго хлеба.
А которую скотину я, Баймурза и з детьми, у него взял к пашенному делу – кобылу да корову, да четыре овцы, и что у той скотины в те годы Бог подаст приплоду, и тот приплод мне, Баймурзе и з детми, с ним, Михаилом, делить пополам. И тое скотину до тех срочных годов мне, Баймурзе и з детми своими, держать у себя на руках, и над тою скотиною никакой хитрости не учинить, лошади в путе и в ужище не удавить, и зверю не стравить, и в грези не утопить, и деревом не убить. А буде я, Баймурза и з детьми, тое лошадь своим небрежением в путе и в ужище удавлю или в грязи утоплю, или деревом убью, или зверю стравлю, и над скотом какую хитрость учиню, и ему, Михайлу, за тое скотину взять на мне, Баймурзе, или на детях моих: цена за кобылу – три рубли, за корову – полтора рубли, за овец ж – по две гривны. А буде та скотина, которая Божиею Волею умрет, и той умершей скотины не спрашивать. И как срочные годы отойдут, и та скотина будет в лицах, и тое скотину мне, Баймурзе и з детьми, отдать ему, Михаилу, назад.
Да мне ж, Баймурзе и з детьми, у него, Михаила, в деревне поставить изба да клеть, да овин с ним, Михайлом, вместе. Да кругополь мне, Баймурзе з детьми, поставить двести сорок прясел в те срочные годы. Ему, Михайлу, до того вышеписанного сроку погодно мне, Баймурзе и з детьми, з году на год в ево, Михайлове, деревне ему, Михаилу, по пятидесят копен сена ставить, да по три сажени дров полененных, да по десяти лубов.
И мне, Баймурзе и з детьми своими, в той половнишной работе ему, Михаилу, быть послушну и не огурятца, и ослушным ни в чем не быть. И окроме того испольного хлеба на стороне и сторонним людям никакова хлеба не сеять. А пахать мне, Баймурзе и з детьми своими, ево, Михайловыми, сошниками, и починка сошнишная ево ж, Михайлова. Да в пахотну пору ему, Михаилу, давать к работе коней опричь тое кобылы мне, Баймурзе, (л. 48 об.) и детям моим к пашне – лошадь или две.
А буде я, Баймурза и з детьми своими, ему, Михайлу, половничать на станем до того вышеписаного сроку против сей записи, что писано выше сего, в чем не устоим, и ему, Михайлу, по сей записи взять на мне, Баймурзе и на детях моих, заряду за неустойку дватцать рублев денег, и тое свою слудную скотину всю сполна.
На то послуси: Иван Кондаков, Иван Петров. Толмачил запись Любим Кондаков. А запись писал Бирские площади подьячей Карпушка Мелников лета ҂¯ЗСS (7206-го=1698-го) году марта в КS (26) день.
Позади записи пишет: Баймурза Исеняков и з детьми своими подрядился и тамгу свою приложил такову: <тамга>. Вместо толмача Любима Кондакова сын ево Васка руку приложил.
Пошлин и от записки по указу шестнатцать алтын, две денги взято.
Се яз, Бекмурза, да яз, Федосей, Бектемиревы дети, Уфинского уезду, Казанские дороги, деревни Бектемиревы черемиса дали в Бирском городке сию на себя подрядную запись Бирского городка пушкарю Михайлу Сидорову сыну Калашникову в том:
В нынешнем ҂¯аψ (1700-го) году маия с I (10) числа порядились мы, Бекмурза и Федосей, у него, Михайла, в ыспольшики впредь до сроку на три года ҂¯аψг (1703-го) году августа до Л (30) числа. А в ту три года нам, Бекмурзе и Федосею, ему, Михайлу, сеять три хлеба ржаных да три хлеба яровых. А пахать нам, Бекмурзе и Федосею, в той же деревне Бектемиреве на своих лошадях, а на одной на ево, Михайлове, лошаде. А сеять нам, Бекмурзе и Федосею, в те три годы на него, Михайла, на своих землях ево, Михайловыми, семенами, сколько наших, Бекмурзиной и Федосеивой, пахотья будет как мочь наша сяжет. И им, Бекмурзе и Федосею, опричь того испольного хлеба нигде никакова хлеба не сеять, (л. 49) а что мы, Бекмурза и Федосей, которую землю учнем пахать на своих и на ево, Михайловых, лошадях. И сколько какова хлеба Бог уродит, и нам, Бекмурзе и Федосею, тот хлеб жати и класти с людьми в пору, а ево, Михаила, к той работе, к жатью и к молоченью, не спрашивать, и людей от него работных не спрашивать, а на кореню хлеба не ссыпать и не згноить. А буде мы, Бекмурза и Федосей, тот хлеб згноим или скотом стравим, или на кореню ссыплем, и гнилое и травленое и ссыпаное – наше, Бекмурзино и Федосеево, против того целое – ево, Михайлово. А что нашего пахотья Бог уродит всякого хлеба, и нам, Бекмурзе и Федосею, ево, Михаила, на гумно звать, и ему, Михайлу, на гумно приезжать или сына, или прикащиков присылать к мере, а ему, Михайлу, семянной всякой хлеб вынимать. А приполон нам, Бекмурзе и Федосею, с ним, Михайлом, делить пополам ровно, и тот испольной хлеб нам, Бекмурзе и Федосею, молотить, и молоченой хлеб сыпать в анбар. А сошники ему, Михайлу, дать нам, Бекмурзе и Федосею, к пашенной работе.
Да мы, Бекмурза и Федосей, взяли у него, Михайла, ссуды: лошадь – кобылу саврасу, пяти лет. А что у той кобылы Бог подаст приполон, и тот приплод нам, Баймурзе и Федосею, в те три годы делить вместе пополам. И как мы, Бекмурза и Федосей, те срочные годы у него, Михайла, отживем в половшиках, и ту ссудную скотину нам, Бекмурзе и Федосею, отдать на лица. И нам, Бекмурзе и Федосею, над тою лошадью никакой хитрости не учинить, в ночи зверю не стравить, в путе и в ужище не удавить, и в грези не утопить. А буде мы, Бекмурза и Федосей, своим небережением над тою ево, Михайловой, лошадью какую хитрость учиним или в ночи зверю стравить, или в путе и в ужище удавим, или в грези потопим, или без вести той лошади не будет, и нам, Бекмурзе и Федосею, за ту лошадь платить: цена – два рубли. А буде та лошадь Волею Божию (л. 49 об.) умрет или днем зверь побьет, и за тое лошадь ему, Михайлу, цены не спрашивать.
И нам, Бекмурзе и Федосею, ево, Михайла, и сына ево, и прикащиков ево, слушать и не огурятца, и ослушным ни в чем не быть, и с пашеной работы не сотти и не збежать, и простою в той пашенной работе никакова не учинить. А буде мы, Бекмурза и Федосей, в той своей деревне у него, Михайла, в половшиках жить не станем или семенного испольного хлеба в те срочные годы, или его, Михайла, сеять не учнем, и до урочных строшных годов жить не похочем, и в половнишной работе ево, Михайла, или сына ево и прикащиков слушать не станем, или в той половнишной работе учиним простой, и ему, Михайлу, взять за неустойку по сей записи на нас, Бекмурзе и Федосее, десять рублев денег, и тое ссудную кобылу нам, Бекмурзе и Федосею, отдать назад. А как мы, Бекмурза и Федосей, у него, Михайла, те срочные годы отживем, и ему, Михайлу, до наших пахотных земель и до дворов дела нет.
Да у сей записи наперед взяли мы, Бекмурза и Федосей, у него, Михайла, на ссуду денег шестнатцать рублев серебряных. И те взятые деньги заплатить нам, Бекмурзе и Федосею, ему, Михайлу, как срочные годы отойдут безо всякого задержания и убытки.
А порукою по нас, Бекмурзе и Федосее, в тех взятых деньгах и в подряде выше писаном во всем, и в лошади, ему, Михайлу, ручались кадашевец Тимофей Федоров сын Силин. Да тое ж Казанские дорогие, деревни Максимовы черемиса: Максим Теметерев, Адай Ишимов. Да тое ж деревни Бектемиревы черемиса: Пашик Пашиев, Изерга Янбахтин. А буде они, Бекмурза и Федосей, за нашею порукою ему, Михайлу, тех взятых ссудных денег – шестнатцати рублев по сроце вышеписанном на заплатят или они, Бекмурза и Федосей, ту ево, Михайлову, лошадь своим небережением против вышеписанного истеряют, или какую хитрость учинят, или сошники потеряют, или в те три годы они, Бекмурза и Федосей, не похотят (л. 50) ему, Михайлу, хлеба сеять, или на стороне станут хлеб сеять, и против вышеписанного в чем они, Бекмурза и Федосей, не устоят, или куды збежат, и которой нас, порутчиков, будем в лицах, и на том на нас, на порутчиках, взяти ему, Михайлу, те свои даные ссудные деньги – шестнатцать рублев, и за кобылу только в лицах не будет – два рубли, за сошники – десять алтын, а за неустойку – десять рублев, и то все на нас же, на порутчиках.
Запись толмачил Любим Кондаков. У сей записи свидетели бирские крестьяня: Мокей Ямашев, Микита Чекунов. Запись писал Бирской приказной избы подьячей Михайло Семенов лета ҂¯аψ (1700-го) маия в Л (30) день.
Позади записи пишет: Бекмурза тамгу свою приложил: <тамга>, Федосей тамгу свою приложил: <тамга>. Да порутчикова Тимофея Силина рука. Порутчик Пашик тамгу свою приложил: <тамга>. Порутчик Изерга тамгу свою приложил: <тамга>. Порутчик Адай тамгу свою приложил: <тамга>. Порутчик Максим тамгу свою приложил: <тамга>.
Вместо толмача Любима Кондакова Петрушка Ямашев руку приложил.
Пошлин от записки по указу семнатцать алтын, три денги взято.
Се аз, Бекбулат Тойбеков, Уфинского уезду, Казанские дороги, деревни Толбазы черемисин и з детьми своими, з Беккузей да с Колметем, да с Тимеем, дали есми в Бирском городке сию на себя подрядную запись Бирского городка стрельцу Анике Елизарьевы сыну Цыдвинцову в том:
Подрядился я, Бекбулат и з детьми своими, у него, Аники, в половники с нынешняго С (200-го=1692-го) году февраля с КА (21-го) числа, а впредь до сроку до Михайлова дни Архистратига СЕ (205-го=1696-го) году. А пахать мне, Бекбулату и з детьми своими, в той же деревне Толбазе на своих землях, а сеять мне, Бекбулату, на тех своих землях ему, Анике, пять хлебов (л. 50 об.) ржаных да пять хлебов яровых своими семенами, сколько моего пахотья будет. А пахать мне, Бекбулату и з детьми своими, тое пашню на своих лошадях да на одной на ево, Аникиной, лошаде – на мерине вороном. А что я, Бекбулат и з детьми своими, тое пашню на своих и на ево, Аникиной, лошадях напашем, и сколько какова хлеба Бог уродит, и мне, Бекбулату и з детьми своими, тот всякой хлеб жати и класти своими людьми, и молотить, а ево, Анику, к жатью и кладиву, и к молоченью не спрашивать, и людей от него, Аники, работных не просить, и на кореню того хлеба не ссыпать, и скотом не стравить, и не изгноить, жати и класти мне, Бекбулату и з детьми своими, с людьми вместе.
А что моего пахотья будет всякого хлеба и мне, Бекбулату, тот всякой хлеб делить с ним, Аникою, пополам ровно, и ему, Анике, ко мне в дереню на гумно по вестям моим приходить или детей своих, или прикащиков к мере присылать. И ему, Анике, у меня, Бекбулата, семянной всякой хлеб по вся годы вынимать. И что будет на ево, Аникин, пай моего испольного хлеба достанетца, и мне, Бекбулату, тот ево, Аникин, хлеб возить в Бирской городок к нему, Анике, домой на своих лошадях. И мне, Бекбулату и з детьми своими, ево, Анику, летнею порою к себе призывать, и сеянной хлеб и в кладях досматривать. А мне, Бекбулату, тот испольной хлеб класть в клади пополам ровно. А к пашенному делу сабан и сошники ево, Аникины.
А что взял я, Бекбулат и з детьми своими, у него, Аники, к работе лошадь – мерина воронова, и тое лошадь мне, Бекбулату, держать у себя на руках. И над тою ево, Аникиной, лошадью мне, Бекбулату, никакой хитрости не учинить, в путе и в ужишке не удавить, и зверю не стравить, и деревом не убить и не подсечь, (л. 51) и в грези не утопить. А буде я, Бекбулат, над тою ево, Аникиной, лошадью какую хитрость учиню, в путе и в ужище удавлю или зверю стравлю, или деревом ушибу, или в грези утоплю, и ему, Анике, за того мерина цена платить два рубли. А буде у меня, Бекбулата, та лошадь Волею Божию умрет, и ему, Анике, за того мерина цены не спрашивать. А буде я, Бекбулат, истеряю ево, Аникин, сабан и сошники, и мне, Бекбулату, за тот сабан цена платить десять алтын, за сошники – шесть алтын, четыре денги. А буде у меня, Бекбулата, у той пашенной работы изломаетца ево, Аникин, сабан и сошники, и те обломки мне, Бекбулату, отдать ему, Анике, лицом.
И мне, Бекбулату и з детьми своими, в той половнишной работе ево, Анику, и детей, и прикащиков ево, слушать во всем, и ни в чем не огурятца, и ослушным не быть, и с пашенной работы не сотти и не збежать, и простою никакова не учинить. А буде я, Бекбулат и з детьми своими, тот хлеб згною или скотом стравлю, или ссыплю, и гнилое и травленое – мое, Бекбулатово, и против того целое – ево, Аникино. А буде я, Бекбулат и з детьми своими, в той половнишной работе жить не станем, и семенного испольного хлеба на него, Анику, в те урочные годы сеять не станем, и до тех срочных годов жить не похочем, и в половнишной работе ево, Анику, и детей ево, и прикащиков, слушать не станем или какой учиним простой, или к семенному зрослому хлебу и кладям ево, Анику, призывать не станем, и ему, Анике, взять на нас, Бекбулате, и на детях моих по сей записи за неустойку пятнатцать рублев денег.
А как я, Бекбулат и з детьми своими, у него, Аники, в той половнишной работе отживу, и того мерина и сабан, и сошники отдать мне, Бекбулату, ему, Анике, в целости.
На то послуси: Ларион Зырянинов, Иван Беляев. Запись толмачил Иван Фалелеев. Запись писал Бирской площади подьячей Иван Петров лета ҂¯ЗС (7200-го=1692-го) февраля в КА (21) день.
Позади записи пишет: к сей записи Бекбулат Тотяков и з детьми тамгу свою приложил: <тамга>.
Вместо толмача рука Ивашка Кондакова.
Пошлин и от записки по указу одиннатцать алтын, Д (4) денги взято.
(л. 51 об.) Се яз, Михайло Петров сын, Уфинского уезду, Казанские дороги, деревни Окуды новокрещен дал есми в Бирском городке сию на себя запись бирскому крестьянину Агею Калинину сыну Зинову в том:
В нынешнем СЗ (207-м=1699-м) году апреля в ЕI (15) день взял я, Михаило, у него, Агея, у сей записи наперед восмь рублев денег. А заплатить мне, Михайлу, те деньги, четыре рубли, ему, Агею, впредь на срок на Рожество Христово в СѲ (209-м=1700-м) году. А за достальные деньги, за четыре рубли, сеять мне, Михайлу, в деревне своей на своих пахотных землях своими семенами два хлеба ржаных да два хлеба яровых, а сеять по четыре полосы ржи, да по четыре полосы ярового всякого хлеба на всякой год. А что того хлеба Бог уродит, и мне, Михайлу, тот хлеб с ним, Агеем, делить пополам ровно. И на кореню того хлеба не ссыпать, и не стравить, и не изгноить, жать и класть с людьми в пору своими работными людьми, а от него, Агея, работных людей и к пашенной работе не спрашивать. А ему, Агею, к ладиву и к молоченью приходить или детей своих к мере присылать, а семенного всякого хлеба мне, Михаилу, не вынимать.
А порукою по нем, Михайле, в тех достальных деньгах и в половнишной работе ручались Бирского городка крестьянин Мокей Федоров сын Ямашев. Да тое ж деревни Окуды новокрещен Василей Иванов, да ясашные черемиса: Узей Кузеев, Тоймурза Тойдыбаев. А буде он, Михайло, за нашею порукою на тот срок ему, Агею, тех достальных денег не заплатит, и дву хлебов ржаных и яровых по два годы по осми полос сеять не станет или ссыплет, или скотом стравит, или згноит, и ему, Агею, и детям ево взять на мне, Михайле, или на нас, на порутчиках, кой нас будем в лицах, и на том те даные деньги, восмь рублев, сполна.
Запись толмачил Иван Фалелеев.
На то послуси: Иван Кондаков, Карп Мелников. Запись писал площадной подьячей Иван Петров лета ҂¯ЗСЗ (7207-го=1699-го) году апреля в ЕI (15) день.
Позади записи вместо Михайла и порутчика Василья рука Тимофея Напалкова, да порутчика Мокея Ямашева, и вместо толмача рука приложена. Да порутчиковы тамги: Узеива тамга такова: <тамга>, Тоймурзина тамга такова: <тамга>.
Пошлин от записки по указу семь алтын, две денги взято.
(л. 52) Се яз, Родион Кузмин сын Маков Бирского городка крестьянин и з женою своею Овдотьею Григорьевою дочерью, да з дочерью своею родною Федосьею дали есми в Бирском городке сию на себя запись Бирского городка толмачю Ивану Фалелеиву сыну в том:
В нынешнем СИ (208-м=1700-м) году генваря в ЕI (15) день взял я, Родион, и з женою своею, и з дочерью, у него, Ивана, на росплату долгов своих тритцеть рублев денег московских серебреных. А за те взятые деньги жить мне, Родиону, з женою своею и з дочерью, у него, Ивана, работать во дворе всякая ево домашняя и отъезжая работа с секова числа впредь до сроку на шеснатцеть лет.
А живучи мне, Родиону, и з женою, и з дочерью своею, у него, Ивана, у жены и у детей ево, никакой хитрости не учинить над скотом и над животом иво, и от него животов иво не покрасть, и никуды не снести, и не збежать. А пить и есть и верхнее платье носить иму, Родиону, и жене, и дочере иво, мое, Иваново. Исподнее платье и обувь носить им все свое.
А порукою по мне, Родионе, и по жене, и по дочере меой в тех взятых деньгах и во всей вышеписанной работе до того сроку ручался отец иво Кузма Сергеив сын Маков.
А буде он, Родион, з женою и дочерью своею, до того сроку работать и слушатца не станет, и какое над скотом ево и нат животом дурное чинить, и ему, Ивану, ево, Родиона, ото всякого дурна унимать, и, смотря по вине ево, смирять. А буде ж он, Родион, не дожив до сроку, пократчи животы ево, Ивановы, куда сойдет или збежит, и взять ему, Ивану, те сносные животы по скаске ево на мне, Родионе, и на жене, и на дочере моих, и на мне, на порутчике, взятые деньги: что он, Иван, скажет, тому и верить.
А буде я, Родион, (л. 52 об.) и з женою, и з дочерью своею, у него, Ивана, по сей записи до того сроку жить и работать станем, и ему, Ивану, жене и детем ево, отдать сию запись мне, Родиону, или жене моей безденежно.
А на то послух Иван Кондаков. А запись писал Бирского городка площадной подьячей Иван Петров лета ҂¯ЗСИ (7208-го=1700-го) году генваря в ЕI (15) день.
Позади записи вместа Родиона и жены ево, и дочери рука бирского площадного подьячего Петра Кобелева. Да вместа порутчика рука Моки Ямашева.
Пошлин и от записки по указу восмнатцать алтын, В (2) денги взято.
Лета ҂¯аψ а (1701-го) году декабря в КS (26) день Уфинского уезду, Казанские дороги, деревни Елдяк ясашной черемисин Бедемир Тойдяков дал есми в Бирском городке сию на себя запись бирскому крестьянину Петру Ондрееву сыну Попову в том:
Взял я, Битемир, у него, Петра, у сей записи наперед восмь рублев денег. А за те взятые деньги ставить мне, Битемирю, у деревни своей ему, Петру, по двести копен сена мерных в печатную сажень на всякой год до сроку ҂¯аψ s (1706-го) году. А тем сеном мне, Бетемирю, кормить ево, Петровых лошадей в деревне своей до того вышеписанного году зимнею порою и до весны. И тех лошедей стеречь и беречи крепко, а хитрости и дурна не учинить, и голодною смертью не поморить, и амбары к зимней поре делать и лубьем покрывать, а летнею порою тех ево, Петровых, лошедей на степи мне, Битемирю, не натсматривать.
А буде я, Битемир, ему, Петру, у деревни своей сена по двести копен на всякой год ставить не стану, и лошадей ево до того вышеписанного году зимнею порою и до весны кормить не стану ж, или нат теми лошадьми какое дурно и хитрость починю, и деревом зашибу, (л. 53) и от тех побой та лошадь умрет, и взять ему, Петру, по сей записи на мне, Битемире, те свои даные деньги все сполна, а за лошедь – цену. А буде и с тех лошадей какая лошать Волею Божию умрет, и ему, Петру, за тое лошадь на мне, Бетемире, цены не спрашивать.
У сей записи свидетели: Бирского городка Приказной избы подьячей Михайло Яковлев сын Семенов, да земской подьячей Иван Данилов сын Кондаков.
Запись толмачил толмачь Любим Кондаков. Запись писал подьячей Ивашка Петров ҂¯аψ а (1701-го) году декабря в КS (26) день.
Позади записи пишет: Битемир Тойтяков у Петра Попова денег иво, семь рублев, взял и томгу свою приложил: <тамга>.
Да вместо толмача рука сына ево Васки приложена.
Пошлин и от записки по указу семь алтын, две денги взято.
Лета от Рожества Христова ҂¯аψ в (1702-го) году генваря в КВ (22) день Бирского городка крестьянин Василей Максимов сын Уразчинец сыном своим родным неотдельным с Афонасьем Васильевым дали сию на себя половнишную запись в Бирском городке бирскому воротнику Ивану Иванову сыну Первышевскому в том, что:
Подрядился я, Василей, и сыном своим, у него, Ивана, в половники жить у него, Ивана, в деревне иво, Иванове, на Шашариных полянках, и пахать мне, Василью сыном своим, ево, Ивановы, пашенные земли на ево, Ивановых, дву лошедях, и сееть всякой ево, Иванов, хлеб, а семяны ево, Ивановы, по вся годы с секова числа впреть на три годы ҂¯аψ е (1705-го) году генваря по то ж число.
А что Бог подаст всякого хлеба, и тот хлеб снимать мне, Василью сыном, самому и молотить. А у меры быть ему, Ивану, или прикащиком ево, и делить тот хлеб мне, Василью, с ним, Иваном, пополам, а семянной всякой хлеб ему, Ивану, ис того молоченного хлеба вынимать.