Форум Татарского исторического архива

Книга 351

Книга 351
« : 25 Июня 2024, 17:03:29 »
Дело о наказании татар Уфимского уезда деревень Барзий и Мордаш Кузея Сорманаева, Мустая Еркаева, Мурата Калимова за конокрадство и убийство русских крестьян.

Выписка о содержащихся в комиссии сыску воров и разбойников татарине Кузее Сарманаеве, Мустае Еркаеве а по крещении Василие Савелеве, Мурате Халимове а по крещении Михайле Савелеве.

Содержащия временной комиссии уфимского уезду разных деревень татара между протчего с розысков показывали а именно:

деревни Барзий татарин Кузей Сарманаев в прошлом де 1744 году возил вяцкого уезду в  деревню Урускуе по речке Ютме для обучения татарских детей абыза своего Сулеймана Дюскеева и быв в той деревне у бесермянина Кутлукая Зямлина в доме и в то время привел к нему Кутлуку в дом абыза которой деревни и как зовут не знает и краденых четырех лошадей которых он Кузей заведомо что краденые выменял на собственную свою лошадь ценою в девять рублев и согласясь он Кузей с ним с Кутлуком да с работником его как зовут и чей сын не знает и погнали он Кузей показанных четырех а Кутлук одиннадцать (?) и сказывал де ему Кузей что оные лошади краденные и пригнав в уфимский уезд и тех лошадей он Кутлук распродал а именно деревни Рысовы татарину Усману Токаеву одну кобылу кареву за четыре рубли.
Деревни Салауш Мурату чей сын не знает однуж за которую взял шубу волчию (?).
Да в прошлых годех в уфимском уезде с братом своим Ахманом Сарманаевым он Кузей с поля украли четырех лошадей и продали вяцкого уезду деревни Карино татарину Абдулу Москову двух заведомо что краденые за которые взяли каламенку (?) пять аршин за лошадь за чисто
Тоеж деревни татарину Мавлишу Усмаметеву двух же за которые взял сукна васильковаго двадцать аршин заведомо что краденные.
Да с предписанным же Кутлуком и с работником как гнали показанных лошадей на дороге на вабардинском лесу руских двух человек убили до смерти и взяли денег четыре рубли да одежду что на них и разделили на три части а тела их оттаща в сторону кинули.
Да с ним же Кутлуком отьезжали в вяцкой и другие уезды недели и по две и по три и крали многое число лошадей и продавали в разных местах а что и где именно сказать и не упомнит.
Деревни Мордав Мурату Халилову а по крещении Михаилу Савелеву уфимского уезду деревни Наратовы а по руски Соснова с татарином Исемметем Каменевым в деревне Усанове украли с поля четырех лошадей и продали в пригороде де Сарапуле сапожнику якову прокофьеву за пять рублев заведомо что краденые.
Да в прошлом де 1744 году по лету с братом его Исемметевым Тойчиным Каменевым в деревне Мужи у вотяков с поля украли четырех лошадей которые взял де он Тойчин себе а ему михаилу дал денег четыре рубли пятьдесят копеек.
Да уфимского уезду деревни Кантюба татарин Абдулгазей Канышев привел к нему в дом краденых двух лошадей из которых одну купил он михайло а другую продал в доме его сарапульского уезду деревни панковы крестьянину никону чей сын и прозванием не знает  за пять рублев за пятьдесят копеек заведомо что краденые.
Да он же михайло уфимского уезду деревни Налбаш с татарином Бейряшем Дюскеевым в деревне Нагаеве у башкирцов с поля украли четырех лошадей и продали в деревне Наратове Соснова тож татарину Мусе Биметеву за пять рублев заведомо что краденые.
Да с предписанным же Тоичком уфимского уезду в деревне Каныгеве (?)украли с поля четырех лошадей и продали деревни Ижбековой татарину Юсупу Бейряшеву за которые взяли денег два рубли епанчу сермяжного сукна шапку красную да кушак верблюжий желтый.
Да с ним же Тоичком украли из за Камы двух лошадей и продали в доме его михайлове ему же Юсупу и взяли за тех лошадей воцкое платье два платка шиты шелком да кафтан сермяжной которые он Тоичка взял себе а ему михайлу дал денег два рубли.
Да он же михайло уфимского уезду деревни панковы (?) с ясашным крестьянином петром чей сын не знает в прошлом 1744 году из дому его михайлова пошли для кражи лошадей только на лесу попался им навстречу уфимского уезду деревни Токмурзины вотяк Тойгильда Токмурзин которого они на лесу убили до смерти и убив оттаща в сторону зарыли в землю а после а после его взяли денег пять рублев да кафтан сермяжный который взял показанный крестьянин петр а денег разделили пополам.
Деревни Мордавь татарин Мустай Яркаев в прошлом де 1744 году по лету казансккого уезду деревни Мордов татарину Мукаи чей сын не знает а двоя откуда не знает тоеж деревни в дом к татарину Мурату Халимову привели краденых четырех лошадей а сказали что украдены у вотяков а у кого именно и в которой деревне не знает которых де он Мустай обще с ним Муратом купили заведомо и дали деньгу три рубли да три ... ... из которых продал одну означноой Мурат уфимского уезду деревни Хандубашь татарину Асману чей сын не знает за которую взял денег рубль да три кольца ... да ...
А другую продал казанского уезду деревни Мордов татарину Абделкариму Елдашеву за которую взял два рубли заведомож.
А третью променял он Мустай татарину Елдашу которой деревни и уезду не знает на лошадь же к которой придал рубль.
А четвертую с показанным Муратом продали Тефкелева крестьянину Надыра Тоймусову за которую взяли денег два рубля да три кольца китайских (?) заведомо что краденые за которых проданых лошадей деньги и протчее разделили с ним Муратом пополам.
Да он Мустай в прошлом 1744 году сарапульского уезду в деревне ...нашь (?) с поля украл две лошади которые продал означеному ж Надыру Токмусову за два рубли да за два кольца китайских заведомо.
Да после оного он же Мустай сарапульского уезду деревни Тауся (?) с поля одну лошадь которую продал деревни Кадыбашь татарину Надыру чей сын не знает за два рубля заведомо что краденые.
Да он же Мустай того же года в деревне Бодье с поля украл и продал деревни Ижбековой татарину Юсупу Бейряшеву за два рубли заведомо что краденые.
С помянутым же татарином Юсупом Бейряшевым и с татарином же ... Халимовым на дороге на лесу вотяка Искиндера до смерти не убивали и денег пятнадцати рублев да лошадей и протчего не бирывали.

И по резолюции реченой комиссии для взятия показаных оговореных посланы были нарочные по инструкции из которых некоторые ... в комиссии в сыску воров и разбойников по обьявлении и в показанные ... допрашиваны и допросами показали.

Вяцкого уезду деревни Урускай по речке Ютме бесермянин Кутлук Зямлин.
В прошлом де 1744 году летним временем уфимского уезду деревни Барзи ясашный татарин Кузей Сарманаев с товарищем с татарином же а как зовут и чей сын и откуда не знает в дом к нему Кутлуку приезжали по знакомству ибо он Кутлук напред сего в деревни их Барзи бывал для покупки масла а зачем подлинно приезжали не знает только де сказывали что они приехали для покупки лошадей.
И в то де время он Кутлук ему Кузею променял собственную свою лошадь мерина саврасова на которую выменял у него Кузея жеребца вороного за чисто только оной мен нигде не записывали.
И в то де время как он Кузей с товарищем в доме его были абыз никакой не приезживал и краденых четырех лошадей не приваживал и ему Кузею не променивал и был он Кузей в доме его Кутлукове одни сутки и из дому его поехали вяцкогож уезду в деревню нижний починок и обратно не приезживали.
Да и он Кутлук с работником своим одиннадцати краденых лошадей а он Кузей якоб вымененых в доме его Кутлукове у абыза краденых же четырех лошадей никуда не важивали и он Кутлук якоб оные одиннадцать лошадей краденые ему Кузею не сказывал и уфимского уезду близ деревни тяшевы (?) ни в какую деревню не приезживали и ис той деревни в деревню Ижбекову он Кутлук не важивал и татарину Юсупу Бейряшеву из показанных одиннадцати лошадей двух лошадей якоб заведомо что краденые не продавывал по продаже оных лошадей ему Кузею не сказывал и из остальных лошадей он Кутлук уфимского уезду в деревне Рысове татрину Усману Токаеву одной кобылы карей за четыре рубли в деревне Салауш татринуж Мансуру одное лошади не продавывал же и шубы волчьей не бирывал.
Казанского уезду в деревне Болтаевой татарину Мансуру Курбанаеву одной да брату его Мукею одной же лошади заведомо не продавывал же и ему Кузею о том никогда не сказывал.
И кроме показанного в дом его Кутлуков одного приезду он Кузей никогда не приезживал и воровства никакого не чинивали и на шабалдинском лесу он Кутлук с работником своим да с ним Кузеем руских двух человек бурлаков дубинами до смерти не убивали и после их денег четырех рублев не бирывали и на три части не разделяли.
Да он же Кутлук с тем Кузеем в вяцкой и другие узды недели по две и по три никогда не езживали и в разных местах нигде лошадей не крадывали и никому не продавали и деревни Барзи татарин Абдикарим Килметев к нему Кутлуку с крадеными лошадьми приезду никогда не имел и его Абдекарима он Кутлук не знает.

Деревни Карины татарин Абдул Москов сказал.
Уфимского де уезду деревни Барзи татарина Кузея Сарманаева и брата его Усмана он Абдул знает и боде он Кузей и брату его Усман имеются ему Абдулу в родстве.
И в прошлых де годех а сколько имянно лет не упомнит по родству в доме его Абдулове бывал и в то время он Абдул у него Кузея двух лошадей якоб завдомо что краденые не покупывал и каламену (?) восьми аршин да лошадей ему Кузею за тех его Кузеевых якоб краденых лошадей не давывал и приплет он Кузей его Абдула напрасно.
Только в то время как он Кузей был в доме его Абдулове здал ему Кузею для продажи часть таковых а сколько числом не упомнит да.....а сколько мерою не упомнит всего по цене на двенадцать рублев торгу за которой по продаже велел ему Кузею купить товару сала и меду и боде он Абдул ... торговой промысел только де он Кузей за тот товар и поныне денег не платил.
Тое ж деревни Карины татарин Мавлиш Усмаметев.
Уфимского де уезду деревни Барзи татарина Кузея Сарманаева и брата его Ахмана он Мавлиш знает ибо оные Кузей и брат его Ахман имеюца ему Мавлишу в родстве.
И в прошлых де годех а сколько имянно лет не упомнит оные Кузей и Ахман в доме его Мавлишеве бывали для взятя в торговый промысел товару також и на покупку товару денег и в бытность их в доме его Мавлишеве у них Кузея и Ахмана дву лошадей заведомо что краденые не покупывал и сукна василькового ... аршин не давывал только в то время он Мавлиш у означеного Кузея Сарманаева купил одну лошадь за чисто а не за краденую за которую дал ему Кузею товаром ценою за двенадцать рублев и он де Мавлиш человек добрай в чем слался древни своей и окольных деревень на всех обывателей деревни мельнишной (?) ясашный татарин Курбан Ильясов.
Тому ныне другой год нанялся он Курбанай тогож уезду деревни Уруской по речке Ютме у бесермянина Кутлука Зямлина в работники у которого и живет поныне.
И в прошлом 1744 году в дом хозяина его уфимского узду деревни Барзи татарин Кузй Сарманаев приезжал ли и с кем именно того он Курбанай не знает ибо он Курбанай его Кузея не знает и в доме хозяина своего не видал и абыз ни откуда в дом хозяина его крадных четырех лошадей не приваживал и с показаным хозяином своим Кутлуком и  с татарином Кузеем Сарманаевым из дому хозяина его якоб краденых одиннадцать лошадей никуда не отваживали и не продавали и на дороге на лесу двух человек руских бурлаков до смерти не убивали и денег с них четырех рублев и платья не сымывали и в сторону в лес не оттащивали и всем вышеписаным он Кузей поклепал его Курбанаая напрасно и он Курбанай человек добрый и в приводах нигде не бывал.
Деревни Наратов ясашный татарин Исеммет Килметев.
Уфимского уезду деревни Мордашь с татарином Муратом Халимовым никогда нигде лошадей не крадывал також и в деревне Усанове четырех лошадей с ним не крадывал же и в пригороде Сарапуле сапожнику якову прокофьеву за пять рублей якоб заведомо что краденые не продавали да и пригорода Сарапула он Исеммет не знает и он Исеммет человек добрый и в приводах нигде не бывал.
Тоеж деревни татарин Тойчин Кулметев показал.
В прошлом де 1744 году он Тойчин уфимского уезду деревни Мордашь с татарином Муратом Халимовым в деревне Мунжа (?) у вотяков с поля четырех лошадей не крадывали и себе он Тойчин не бирывал и за тех лошадей он Мурату денег четырех рублев пятидесят копеек не давывал уфимского уезду в деревне Канышеве (?) не крадывавали ж и татарину Юсупу Бейряшеву не продавали и денег двух рублев епанчи шапки красной да кушака верблюжего не бирывал и пополам не делили тако ж и с з Камы с поля дву лошадей не крадывали ж и в доме его Муратове ж ему Юсупу не продавали и воцкого платья у него за тех лошадей не бирывали и его он Тойчин он не знает и он Тойчин человек добрый и воровства за собою никакого не знает в чем шлетца он деревни своей и окольных деревень на всех обывателей безотводно.
Деревни Наратовы татарин Муса Бикметев показал.
Уфимского деревни Мордашь татарин Мурат Халимов и деревни Кадбаш татарин Бейряш Дюскеев в дом к нему Муса краденых четырех лошадей не приваживали и якоб заведомо что краденые ему Мусе не продавали и он Муса у них не покупал и денег пяти рублев не давывал и тем он Мурат клеплет его Мусу напрасно.
Тогож уезду деревни Кадбашь татарин Бейряш Дюскеев показал.
Деревни Мордашь с татарином с Муратом Халимовым уфимского уезду в деревне Нагаеве у башкирцев четырех лошадей не крадывали и в деревню Наратову к татарину Мусе Бикметеву не приваживали и заведомо что краденое ему Мусе не продавали и клеплет он Мурат его Бейряша напрасно ибо он Бейряш человек добрый и воровства за собою никакого не знает и в том он шлетца деревни своей и окольных деревень на всех обывателей.

Книга 351
« Ответ #1 : 25 Июня 2024, 17:05:09 »
Сарапульского уезду дворцовой деревни панков крестьянин никон панкратов показал.
Уфимского уезда деревни Мордашь татарина Мурата Халимова он никон не знает и в доме его никогда не бывал и тогож уезду деревни Кантюба у татарина Абдулгазея Канышева в доме его Халимове лошадей якоб заведомо что краденые за пять рублев не покупал и денег пять рублев не давал и клеплет он Мурат его никона напрасно ибо он никон человек добрый и воровства за собою никакого не знает в чем он шлетца деревни своей и окольных деревень на всех обывателей.
Тое ж деревни панков крестьянин петр панкратов показал.
Уфимского уезда деревни Мордашь татарина Мурата Халимова он петр знает потому что он петрт и протчие деревни их крестьяна блиско оной деревни Мордашь в разных деревнях нанимают для сенных покосов и косят сена и тамо оной деревни Мардашь завсегда ездят только в доме его Муратове он петр никогда не бывал и для кражи лошадей с ним Муратом не езживали и на лесу уфимского уезду деревни Токмарзины вотяка Тойгильды Токамурзины до смерти не убивали и в стороне не зарывали и денег пяти рублев да кафтана сермяжного не бирывали и всем вышеписаным он Мурат клеплет его петра напрасно ибо он петр человек добрый и воровства за собою никакого не знает в чем он петр шлетца деревни своей и окольных деревень на всех обывателей.

Показатели на них с очных ставок говорили.

Деревни Барзи татарин Кузей Сарманаев.
Подлинно де он Кузей в прошлом 1744 году вяцкого уезду в деревню Урускую по речке Ютме абыза своего Сулеймана Дюскеева возил для обучения татарских детей и в то время как он Кузей был в доме бесермянина Кутлука абыз а которой деревни и как зовут и чей сын не знает четырех краденых лошадей двух кобыл бурых да мерина светло сераго мерина вораного подлино приводил которых он Кузей у оного абыза выменял заведомо что краденые на собственную свою лошадь мерина гнедова ... как оных лошадей он выменивал.
И в то время его Кутлука в доме не было абыз в отлучие и тогож дня он Кутлук приехал в дом свой и привел с собою двух краденых лошадей кобылу карею да мерина бураго и сказал ему  Кузею что оных лошадей он Кутлук украл у вотяка и согласясь он Кузей с ним с Кутлуком да с работником его погнали.
А он Кузей показаных четырех а Кутлук одиннадцать о которых ему Кузею он Кутлук что оные лошади краденые сказывал и приехали в уфимской уезд и и с тех лошадей татарину Юсупу Бейряшеву подлинно двух лошадей продал.
Да Уфимского уезду в деревне Рысове татарину Усману Токаеву кобылу карею при нем Кузее за которую он Кутлук просил четыре рубли а что подлинно взял не видал.
В деревне Салауш татарину Мансуру чей сын не знает одное подлинною он Кутлук продал за которую взял у него Мансура вольчю шубу.
Казанского уезду в деревне Болтаеве татаром Мурату Курбанаеву да брату его Мукею по одной лашади продал заведомо что краденые.
И когда он Кузей воровство имел тогда приезд и отьезд имел к нему Кутлуку а он Кутлук к нему Кузею.
Что де он с розысков показывал якоб с ним Кутлуком и с работником его он Кузей на дороге на шебардинском лесу убили двух руских человек бурлаков и то он Кузей оное смертное убийство показал на него  Кутлука и на работника его и на себя напрасно не стерпя розысков.
Кузей Сарманаев с очной ставки показал.
Подлинно ему Абдулу двух лошадей заведомо что краденые променял и взял у него Абдула двух лошадей да денег принял сорок алтын а что де он Кузей с розысков показал будтоб оных лошадей продал и взял каламенку и то он показал напрасно в беспамятстве только де взял у него Абдула посуды каповой (?) и штофу (?) полушельнаго(?)...
Подлинно де ему Мавлишу краденых двух лошадей заведомо завзяток им Кузкею в доле в товар за сукно васильковое и протчее котораго он брал по цене на сорак рублев и заплатил денег а за остальные деньги показаных двух лошадей отдал ценою за одиннатцать рублев.
А что он с розысков показывал будтоб оных лошадей продал и взял за них дватцать аршин сукна василькового и то показал он ошипкою а оное сукно взял у него Мавлиш как и выше значит в долю за которой товар тех лошадей в платеж ... а кроме оных двух лошадей никаких не продавал и человек он Мавлиш добрый и воровства за ним никакого не знает.
Подлинно бесермянина Кутлука Зямлина работник его Курбанай Илесов в прошлом 1744 году с ним Кузеем и с показаным Кутлуком одиннатцать краденых его Кутлуковых лошадей из дому его Кутлукова из дому его возили и что оные лошади у него Кутлука краденые знал только его Курбаная означенный хозяин его Кутлук с дороги отпустил в дом.
Ибо в то время была пора рабочея и как оных лошадей он Кутлук распродал и кому именно он Курбанай подлинно знал ли или нет о том он Кузей не знает а что он Кузей с розысков показывал будтоб в то время ка оных лошадей водили на дороге на лесу убили бурлаков двух человек до смерти и сняли с них денег четыре рубли да платья и тела оттащили в сторону бросили.
И то он Кузей показал на него Курбаная и на хозяина его Кутлука також и на себя напрасно не стерпя розысков в беспамятстве и оных бурлаков никогда нигде не убивали в чем он Кузей и утверждаетца.
Михаила Савелев с очной ставки показал.
Уфимскаго де уезду деревни Наратов  Соснова тож с татарином Исемметем Килметевым в деревне Усанове четырех лошадей не крадывали и пригорода Сарапула сапожнику якову прокофьеву за пять рублев заведомо заведомо что краденые не продавали и с розысков оных кражу показал на него Исеметя напрасно в беспамятстве.
Только он Кузей в прошлом 1744 году осенним временем в вяцком уезде под воцкою деревню а как звание не знает украл лошадь мерина чубарого и привел в дом свой и в тож время приехал к нему к михаилу и показаной килметев и оную лошадь у него михаила купил за котрую дал денег два рубля пятдесят копеяк заведомо что краденая.
Ибо в то время он михайла ему Исемметю что оная лошадь под воцкою деревнею украдена сказал и по покупке он Исеммет хотел тое лошадь продать а продал ли или нет того он михайла не знает.