РГАДА. Ф. 248 «Сенат и его учреждения» , опись 3, Кн. 115 «Канцелярия Сената. Дела об Уфимских башкирах».
(Л. 434) 1720 г. Переписные книги мещеряков Осинской дороги Уфимского уезда. Составлена вахтмистром Рязанского полка Петром Сорневым и подпрапорщиком Уфимского гарнизона Иваном Новокрещёновым и капитаном Белавиным .
(Л. 524) Книги переписные Казанской дороги мещерским деревням переписи капитана Белавина. Деревня что на речке Тюрюше, Ишмаева тож.1720 г.
(в) мещеряк Ишмей Ишелеев 90, у него детей: Амзя 35, у него сын Исюргап году, ево ж дети в особливых дворех;
(в) Улюкай Ишмеев 70, у него детей семь* сынов: Муртаза 25, Мухаметшарип 22 лет, СеитБаттал 20, Юмагул 6, Рахмангул 4, Мурсалим месяцу *[сынов записано числом 7, а поимённо - 6];
(в) Биметь Ишмеев 60, у него детей три сына: Муслюм 25, Исмаил 10, Имангул 6 лет;
(в) Абдул Ишметев 40, у него детей шесть сынов: Сулейман 10, Султамрат 8, Мродали 6, Абдуллраил 4, Абулкасим 2, Аифер году;
(Л. 524 об.) (в) Адрахман Ишметев 38, у него детей два сына: Султангул 5, Абдулкарим 2 лет;
(в) Якуп Алексеев 35, у него сын Сиямгул 2 лет;
(в) Султаналей 30 лет;
А у переписи вышеписанной мещеряк Ишмей з детми своими и со внучаты: сошел де в Уфинской уезд дед ево Ишмеев в давных летех, а ис которого уезду за далности времени сказать не помнят, а службу великого государя по наряду со своей братьей везде служили, также и в десятне на Уфе написан, а указом великого государя, посылаемым по тем указом будет во всяком послушанье и положенныя подати и х карабелной работе работников против своей братьи других губерней платить и службу служить со всяким послушанием готовы, и ежели по указу великого государя повелено будет с нас взять запущенная противностию нашею доимка, что с нас надлежало в прошлых годех работников и за работников денгами взять против нашей братьи других губерней, и ту доимку платить же со всяким послушанием станем и ни в чем никакой противности не окажем. А буде я, Ишмей, з детми своими и внучатами (Л. 525) какую хотя малую противность покажем и нас бы указал великий государь взять в Казань и поселить где повелено будет, также у переписи детей своих и братьев, и племянников, и родственников никово не утаили, а буде кто из вышеписанных наших дворов утаен будет и за то указал бы великий государь нас казнить смертью, а жен наших или ково утаили взять из Уфинского уезду и поселить где повелено будет царского величества указом.
Вышеписанной мещеряк Ишмей Ишелеев тамгу свою приложил такову: .
(в) мещеряк Имук Ишалеев 80, у него детей пять сын: Халит 30, Саит 28, Муса 8, Аббас 3, Мулахметрахим году, у него ж дети в особливых дворах.
(в) Ибрай 60, у него дети четыре сына: Адабика (Адабша?) 25, Аиткул 10, Саиткул 3, Кинзягул году;
(в) Аит 38, у него детей три сына: Ахмер 3, Абдыш 2, Адилко полугоду;
А у переписи вышеписанной мещеряк Имук з детми своими и со внучаты сказали: сошел де в Уфинской уезд дед ево Имуков в давных летех, а ис которого уезду за далностию времяни сказать не помнят, (Л. 525об) а службу великого государя по наряду со своей братьей везде служили, также и в десятне на Уфе написан, а указом великого государя, посылаемым по тем указом будет во всяком послушание и положенные подати и х карабелной работе работников против своей братьи других губерней платить и службу служить со всяким послушанием готовы, и ежали по указу великого государя повелено будет с нас взять запушение противностию нашею доимка, что с нас надлежало в прошлых годех работников и за работников денгами взять против нашей братьи и других губерней, и ту доимку платить же со всяким послушанием станем и ни в чем никакой противности не покажем. А буде я, Имук, з детми своими и внучатами какую хотя малую противность покажем и нас бы указал великий государь взять в Казань и поселить где повелено будет, также у переписи детей своих и братьев, и племянников, и родственников никово не утаили, а буде кто из вышеписанных наших дворов утаен будет, и за то указал бы великий государь нас казнить смертию, а жен наших или ково утаили взять из Уфинского уезду и поселить где повелено (Л. 526) будет царского величества указом.
Вышеписанной мещеряк Имук Ишелеев тамгу свою приложил такову: .
(в) мещеряк Мамет Посморов 90, у него сын Ермак 35, у него сын Фазыл году.
А у переписки вышеписанной мещеряк Мамет с сыном своим и со внучком сказали: сошел де в Уфинской уезд дед ево Маметев в давных летех, а ис которого уезду за далности времени сказать не помнят, а службу великого государя по наряду со своей братьей везде служили, также и в десятне на Уфе написан, а указом великого государя, посылаемым по тем указом будет во всяком послушанье и положенныя подати и х карабелной работе работников против своей братьи других губерней платить и службу служить со всяким послушанием готовы, и ежели по указу великого государя повелено будет с нас взять запущенная противностию нашею доимка, что с нас надлежало в прошлых годех работников и за работников денгами взять против нашей братьи других губерней, и ту доимку платить же (Л. 526 об.) со всяким послушанием станем и ни в чем никакой противности не окажем. А буде я, Мамет, с сыном своим и со внуком какую хотя малую противность покажем и нас бы указал великий государь взять в Казань и поселлить где повелено будет, также у переписи детей своих и братьев, и племянников, и родственников никово не утаили, а буде кто из вышеписанных наших дворов утаен будет и за то указал бы великий государь нас казнить смертью, а жен наших или ково утаили взять из Уфинского уезду и поселить где повелено будет царского величества указом.
Вышеписанной мещеряк Мамет Посморов тамгу свою приложил такову .
(в) мещеряк Исенберда Биметев 70, у него детей четыре сына: Таир 22, Арахмангул 18, Ибрай 9, Юсуп 7, у Таира сын Абулкасим полугоду.
А у переписи вышеписанной мещеряк сказал: сошел де в Уфинской уезд дед ево Исенбердиев из Алатырского уезду из деревни Шубаевой тому сорок три годы, а службу великого государя не служил, а в десятню на Уфе написан и рублевые денги платил, а указом (Л. 527) великого государя, посылаемым по тем указом будет во всяком послушание и положенные подати и х карабелной работе работников против своей братьи других губерней платить и службу служить со всяким послушанием готовы, и ежали по указу великого государя повелено будет с нас взять запушение противностию нашею доимка, что с нас надлежало в прошлых годех работников и за работников денгами взять против нашей братьи и других губерней, и ту доимку платить же со всяким послушанием станем и ни в чем никакой противности не покажем. А буде я, Исенберда, з детми своими и внучетами какую хотя малую противность покажем и нас бы указал великий государь взять в Казань и поселить где повелено будет, также у переписи детей своих и братьев, и племянников, и родственников никово не утаили, а буде кто из вышеписанных наших дворов утаен будет, и за то указал бы великий государь нас казнить смертию, а жен наших или ково утаил, взять из Уфинского уезду и поселить где повелено будет царского величества указом.
Вышеписанной мещеряк Исенберда Биметев тамгу свою приложил .
(Л. 527 об.) (в) мещеряк Абдюка Биметев 65, у него детей два сына: Кырым 35, Максют 15 лет.
А у переписи вышеписанной мещеряк Абдука з детми своими сказал: сошел де в Уфинской уезд отец ево Абдукаев из Алаторского уезду из деревни Шубаевой тому сорок три годы, а в службу великого государя не служивал, а в десятню на Уфе написан и рублевые денги платил, указом великого государя, посылаемым по тем указом будет во всяком послушание и положенные подати и х карабелной работе работников против своей братьи других губерней платить и службу служить со всяким послушанием готовы, и ежали по указу великого государя повелено будет с нас взять запущение противностию нашею доимка, что с нас надлежало в прошлых годех работников и за работников денгами взять против нашей братьи и других губерней, и ту доимку платить же со всяким послушанием станем и ни в чем никакой противности не покажем. А буде я, Абдюка, з детми своими какую хотя малую противность покажем и нас бы указал великий государь взять в Казань (Л. 528) и поселить где повелено будет, также у переписи детей своих и братьев, и племянников, и родственников никово не утаили, а буде кто из вышеписанных наших дворов утаен будет, и за то указал бы великий государь нас казнить смертию, а жен наших или ково утаим, взять из Уфинского уезду и поселить где повелено будет царского величества указом.
Вышеписанной мещеряк Абдюка Биметев тамгу свою приложил .
(в) служилой татарин Немед Размаметев 69, у него детей два сына: Араслан 35, Муста 20 лет.
А у переписи вышеписанной мещеряк Немед з детми своими сказали: сошел де в Уфинской уезд из Алатырского уезду из деревни Пашат тому пятдесят годов а службу великого государя не служил, а в десятню на Уфе написан и рублевые денги платит, указом великого государя, посылаемым по тем указом будем во всяком послушание и положенные подати и х карабелной работе работников против своей братьи других губерней платить и службу служить со всяким послушанием готовы, и ежали по указу великого государя повелено будет с нас взять запушение (Л. 528 об.) противностию нашею доимка, что с нас надлежало в прошлых годех работников и за работников денгами взять против нашей братьи и других губерней, и ту доимку платить же со всяким послушанием станем и ни в чем никакой противности не покажем. А буде я, Немед, з детми своими какую хотя малую противность покажем и нас бы указал великий государь взять в Казань и поселить где повелено будет, также у переписи детей своих и братьев, и племянников, и родственников никово не утаили, а буде кто из вышеписанных наших дворов утаен будет, и за то указал бы великий государь нас казнить смертию, а жен наших или ково утаили взять из Уфинского уезду и поселить где повелено будет царского величества указом.
Вышеписанной мещеряк Немед Размаметев тамгу свою приложил .
(в) мещеряк Мюся Бирюшев 15 лет.
А у переписи вышеписанной мещеряк Мюся сказал: сошел де в Уфинской уезд отец ево Мусин в давных летех, а ис которого уезду за давностию времяни сказать не упомнит, а службу великого государя не служивал, также и в десятню на Уфе написан отец ево и рублевые денги платит, указом великого государя, посылаемым по тем указом будет во всяком послушание и положенные (Л. 529) подати и х карабелной работе работников против своей братьи других губерней платить и службу служить со всяким послушанием готовы, и ежали по указу великого государя повелено будет с нас взять запушение противностию нашею доимка, что с нас надлежало в прошлых годех работников и за работников денгами взять против нашей братьи и других губерней, и ту доимку платить же со всяким послушанием станем и ни в чем никакой противности не покажем. А буде я, Муся, какую хотя малую противность покажем и нас бы указал великий государь взять в Казань и поселить где повелено будет, также у переписи братьев, и племянников, и родственников никово не утаил, а буде кто из вышеписанных наших дворов утаен будет, и за то указал бы великий государь нас казнить смертию, а жен наших или ково утаили взять из Уфинского уезду и поселить где повелено будет царского величества указом.
Вышеписанной мещеряк Муся Бирюшев тамгу свою приложил .
(в) мещеряк Абдрезяп Якбердин 66, у него детей три сына: Азика 25, Абдусалим 6, Абдухарим 3 лет.
А у переписи вышеписанной мещеряк Абдрезяп з детми своими сказали: сошел де в Уфинской уезд отец ево Абдрезяков в давных летех, а ис которого уезду за далностию времяни сказать не помнят, а службу великого государя не служивал, а в десятню на Уфе написан и рублевые денги платит, а указом великого государя, посылаемым (Л. 529 об.) по тем указом будем во всяком послушания и положенные подати и х карабелной работе работников против своей братьи других губерней платить и службу служить со всяким послушанием готовы, и ежали по указу великого государя повелено будет с нас взять запушение противностию нашею доимка, что с нас надлежало в прошлых годех работников и за работников денгами взять против нашей братьи и других губерней, и ту доимку платить же со всяким послушанием станем и ни в чем никакой противности не покажем. А буде я, Абдрезяп, з детми своими какую хотя малую противность покажем и нас бы указал великий государь взять в Казань и поселить где повелено будет, также у переписи детей своих и братьев, и племянников, и родственников никово не утаили, а буде кто из вышеписанных наших дворов утаен будет, и за то указал бы великий государь нас казнить смертию, а жен наших или ково утаили взять из Уфинского уезду и поселить где повелено будет царского величества указом.
Вышеписанной мещеряк Абдрезяп Акбердин тамгу свою приложил .
(в) мещеряк Бимурза Батырев 70, у него детей три сына: Биккул 20, Биккиня 9, Ушкиня 4, у него ж племянник родной Сапараля 8 лет.
А у переписи вышеписанной мещеряк Бимурза з детми своими и племянником родным сказали: сошел де в Уфинской уезд отец ево Бимурзнин тому 65 лет, а ис которого уезду за далностию времяни сказать не помнят, а службу великого государя брат ево Бимурзин родной (Л. 530) по наряду со своей братьей везде служил, также и в десятню на Уфе написан, а указом великого государя, посылаемым по тем указом будет во всяком послушание и положенные подати и х карабелной работе работников против своей братьи других губерней платить и службу служить со всяким послушанием готовы, и ежали по указу великого государя повелено будет с нас взять запушение противностию нашею доимка, что с нас надлежало в прошлых годех работников и за работников денгами взять против нашей братьи и других губерней, и ту доимку платить же со всяким послушанием станем и ни в чем никакой противности не покажем. А буде я, Баймурза, з детми своими и племянником какую хотя малую противность покажем и нас бы указал великий государь взять в Казань и поселить где повелено будет, также у переписи детей своих и братьев, и племянников, и родственников никово не утаил, а буде кто из вышеписанных наших дворов утаен будет, и за то указал бы великий государь нас казнить смертию, а жен наших или ково утаили взять из Уфинского уезду и поселить где повелено будет царского величества указом.
Вышеписанной мещеряк Бимурза Батырев тамгу свою приложил .
РГАДА. Ф. 248. Кн. 115. Л. 524 – 530.