Хронологически историю этого села кратко можно описать следующим образом.
В период Казанского ханства там жили татары (по мнению некоторых историков ск. всего даже татарская знать), после взятия Казани многие татары жившие там перебрались в деревню Айшу, часть татар приняли православие и в селе была построена первая церковь. По переписи 1565 года жители Чурилина значатся ясачными и служилыми новокрещенами, из жителей села указан лишь староста - Карп Ебаков. Началась христианизация и колонизация края. Рядом с Чурилино появились русские дворцовые и монастырские села и деревни. Скорее всего первые русские переселенцы селились и в Чурилино, но и в переписи 1603 года указано, что в Чурилино живут ясачные и служилые новокрещены, это говорит о том, что большинство населения по прежнему составляли крещеные татары. С большой доли вероятности их процесс обрусевания проходил несколько этапов и на первом этапе скорее всего жен жители Чурилина брали из таких же как и они новокрещен, но впоследствии жен они стали брать и из соседних н.п., где жили русские переселенцы.
В середине XVII века в Поволжье пришло моровое поветрие, унесшее жизни многих жителей края. Унесло оно и жизни многих жителей Чурилино - "И в Арском, государь, городе умерли посадского человека жена да 4 дочери девки язвенной болезнью, а в ясачном селе Чурилине померло ваших государевых ясачных крестьян 30 человек да жен и детей их 21 человек, без язв.." (отписка Казанских воевод в Москву, опубликована в "Изветстиях Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете"). Только на конкретный описанный в докладе (отписке) период в Чурилино летом 1656 года уже умер 51 человек.
После того, как моровое поветрие утихло, унеся жизни многих жителей Арского края началась новая волна миграций. Так к переписи 1678 года в Чурилино перебрались крестьяне из Свияжского, Нижегородского, Устюжского уездов, Кайгородка, Юрьевца - Повольского, Шешминского городка, были и переселения после этого года. Перепись 1678 первый и самый ранний источник, по которому описаны все жители м.п., жившие в Чурилино.
При этом в этой переписи и после жителей Чурилино уже не пишут ясачными новокрещенами (в отличии от многих соседних деревень), отныне их пишут как русские ясачные крестьяне. В 1678 в Чурилино было 72 крестьянских двора, лишь у тех, кто перебрался туда в недавние годы указано откуда они переселились. У некоторых жителей указаны фамилии, по которым можно узнать их профессии (Гребенщик, Кузнец, Кожевников, Плотников), происхождение (Пермяк), прозвища (Карташ, Ветошкин, Пиркин, Белоус, Епанечников), правда к 1716 они вышли из "официального" оборота, а когда фамилии стали закрепляться официально они пошли от имен и прозвищ их потомков. Переселения были и в последующие после переписи 1678 годы, но к переписи 1710 года (она не сохранилась, но отсылки на нее есть в переписи 1716 года) сформировался полный состав жителей, более вплоть до конца XIX - начала XX века переселений в Чурилино не наблюдалось.
Село стало 1 из крупнейших в Казанском уезде и в 1853 году многие жители этого села перебрались в Мамадышский уезд, где было основано село Новое Чурилино.
В книге Износкова - "Список населенных мест Казанского уезда (с кратким их описанием)", о селе Чурилино написано:
"Чурилино, Никольское. Село при р. Чурилке на Сибирском почтовом тракте, от города 51 верста. Название села может происходить от слова чура, чора (чуваш.) - раб, потомство. Село разделено на две части, в 1 составляют большую часть, живут бывшие государственные крестьяне, а в другой бывшие крепостные. Эта последняя часть носит название сельца Чурилина. Основателями селения были крещеные татары, которые в настоящий момент совершенно обрусели. И до сего времени в селе есть 3 семьи Алдаровы, считающие себя потомками крещенных татар. Церковь в селе построена в 1830. В состав прихода кроме села входят: сельцо Чурилино, деревни Адзебар, Кишметьево, Русская Айша, Князь - Камаево, Русский Урмат, Ивановка. До отпадения крещеной татарской деревни Татарский Урмат, они тоже входили в состав Чурилинского прихода. Дворов приписанных к селу Чурилино - 212, к сельцу Чурилино - 26. В селе жителей - 604 мужчин, 615 женщин, русские, бывшие государственные, составляют Чурилинское сельское общество, из них не живут в селе - 15 мужчин, 18 женщин, уходят на продолжительные заработки - 60 мужчин, 45 женщин. В селе проживают духовные - 6 мужчин, 6 женщин. В сельце жителей - 82 мужчин, 100 женщин, русские бывшие помещичьи, составляют Малое Чурилинское сельское общество, из них не живут в сельце - 3 мужчин, 4 женщин, уходят на продолжительные заработки - 15 мужчин, 2 женщин. В сельце проживают крестьяне из других сельских обществ - 1 мужчина, занимаются хлебопашеством, живут достаточно... В селе находится мелкая лавка, маслобойное и питейные заведения...С 1870 года в селе открыта земская школа...Учащих в школе 1 законодатель и 1 учительница, учащихся 37 мальчиков и 7 девочек, учеников из других селений не было".
За последние годы большая часть русского населения села в основном перебралось в Казань и Арск, а также в иные регионы России, а в Чурилино переселились многие татары из других н.п., была построена мечеть.