//Л. 1// Великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу. Бьют челом холопи твои Уфинского уезду Казанские дороги деревни Мушуги татара Мурзакайка Юкачеев с товарыщи. В прошлом 1700 году били челом тебе великому государю мы, холопи твои, на Москве на Уфу твою великого государя грамоту на имя Аничкова, что приехав из уездов всяких чинов многие люди иноверцы и новокрещены и поселились в вотчинах наших насил[ь]ством своим без твоего великого государя указу и без нашего приему деревень з дватцат[ь] и бол[ь]ши и живучи пашни пашут и сена косят снимают и бревна рубят и борти пожи[гают] и всякого зверя и птиц побивают и всякие налоги и обиды чинят и вотчины пустошат и по той твоей великого государя [грамо]те, твоего великого государя указу нам о том число ничего не учинено, а ныне тех деревень жители в город на Уфе есть деревни Семяковы Баймурза, отцу ево имяни не упомню, деревни Поисевы Юлай Мякеев с товарыщи. Милосердый великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец. Пожалуй нас холопей своих, вели государь нам с ними Баймурзой и Юлаем с товарыщи о насил[ь]стве их вотчин наших по той своей великого государя грамоте свой великого государя указ учинит. Великий государь смилуйся. //Л. 2// И против сего челобитья выписана. В прошлом 1700-м году сентября в грамоте Великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца на Уфу к Борису Аничкову за припис[ь]ю дьяка Ермила Никитина написано. Били челом Великого государю Уфинского уезду Казанские дороги деревни Мушуги татар Мурзакайка Юкачеев с товарыщи. Исстари владели прадеды и деды и отцы их и они владеют вотчиною своею пахотными землями и сенными покосы и бортными ухожи и озеры и речками и истоки и всякими рыбными и звериными ловлями. И на той де их вотчине приехав розных городов из уездов и всяких чинов люди татара и чюваша и горная и луговая черемиса и новокрещены, а по татарскому им новокрещеном имяна Бекбулатка, Клекайка и других имян не упомнят, поселил[ись] и завели многие деревни, деревень з дватцат[ь] и больши без указу великого государя и без их приему и живучи они на той их земле пашни пашут и сена косят и в леса ездят и бревна рубят и луб[ь]я снимают и борти рубят и пожигают и всяких зверей и птиц ловят и бьют и цевки ставят и хмел[ь] щиплют и всякие обиды и разорен[и]я им чинят и ту их вотчину пустошат. А они де с той вотчины платят великому государю в казну ясаку на Уфе по пятидесять куниц да по пять батман меду да по три рубли денег да по десяти алтын пошлин и всякие службы служат и подводы гоняют безпрестанно, без остоновки //Л. 3// и всякие подати платят. И по наряду стол[ь]ника Дмитрея Молоствова были они и в Донском походе под Азовым […]. И с того де их насильного владения розорились они в конец. И великому государю пожаловати б их велел тех татар чувашу и черемису на Уфе допросить, для чего они на той их вотчинной земле поселилис[ь] и завели деревни и есть ли у них на ту их вотчинную землю поступные их крепости. А которые крепостей не положат и тех с той их земли сослать долой и тех новокрещенов Бекбулатка и Клекайка сослать бес суда и без очной ставки, а татаром и чюваше и черемисе принесут они на Уфе в Приказной избе имянную роспись. И по той великого государя грамоте велено о той земле розыскать, и по розыску и по крепостям великого государя указ учинить, по ево великого государя указу и по зборным ясашным книгам. И ныне великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу бьют челом Уфинского уезду Казанские дороги деревни Мушуги татара Мурзакайка Юкачеев с товарыщи, чтоб великий государь пожаловал их, велел с ними Баймурзой и с Юлаем с товарыщи о насил[ь]стве их вотчин по той великого государя грамоте указ учинить. 1701 июня в 15 день стол[ь]ник … //Л. 4// И против сей пометы «деревни Семяковы чювашенин Баймурзка Байчурин на Уфе в Приказной избе перед стол[ь]ником и воеводою Еуфимом Панкрат[ь]евичам Зыбиным с товарыщем против челобитья деревни Мушуги татар Мурзакайка Юкачеева с товарыщи он Баймурзка допрашиван. Сказался, что он преж сего живал в Казанском уезде в ясаке, а в Уфинской де уезд пришол тому ныне лет с тритцат[ь], а тот свой ясак сдал брат[ь]ям своим. А в допросе сказал, как де он пришол в Уфинской уезд, приехав в деревню Семякову к татарину к Апаску Акматову и увидел, что жить ему в той деревне мочно , так же и вотчинные всякие угодьи есть. И он де Баймурзка в той деревне поселился, а на Уфе в Приказной избе о том не бил челом и до ныне де в той деревне живет без указу и бес приему челобитчиков Мурзакайка с товарыщи. А как он построился двором и в то число ясашной зборщик, как ево зовут и чей сын, того он не ведает, записал в ясак в две куницы и сам де куницы деньгами он Баймурзко платил по вся годы. А та деревня Семековы в вотчине их челобитчиков. А он де Баймурзка в той их вотчине пашню пашет и сено косит, и в лесу про себя бревна рубит и лубья снимает, а бортей их не рубливал и не пожигивал и зверей и птиц не лавливал и цевки не ставливал и хмель не сщипывал и разорен[ь]я никакова им челобитчикам //Л. 5// в той их вотчине не чинивал и знамя свое приложил. Толмачил Дмитрей Сюзмин, ставил пристав Федка Казырской. Деревни Поюсевы чувашенин Юлайка Мякеев11 став к допросу бил челом великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичу всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, а перед стол[ь]ником и воеводою перед Еуфимом Панкрат[ь]евичем Зыбиным с товарыщем в словесном своем челобитье говорил, чтоб великий государь пожаловал ево и велел ему против челобитья татар Мурзакайко с товарыщи дать ему сроку на н[е]делю июня до 27 числа, а он де на тот срок к допросу против их челобитья станет и отвечать будет готов и буде он на тот вышеписанной срок к допросу не станет и ему быть виновату и без допросу и знамя свое приложил». … Из допросу по указу великого государя и по приказу стол[ь]ника и воеводы Еуфима Панкрат[ь]евича Зыбина с товарыщем Баймурзка Байчюрин отдан с роспискою на поруки Приказные избы приставу Федорка Казырскову и как Баймурзку по сему делу в Приказную [избу] спросят, и ему Федору поставит[ь] ево в Приказной избе. И июня в 27 де[нь] на Уфе в Приказной избе стол[ь]нику и воеводе Еуфиму Панкратевичу Зыбину Уфинского уезду Казанские дороги деревни Мушуги татара Мурзакайко Юкачеев подал челобитную, а в ней пишет: //Л. 6// Великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу. Бьют челом холопи твои Уфинского уезду Казанские дороги деревни Мушуги татара Мурзакайка Юкачеев с товарыщи. В прошлом 1700 году по твоему великого государя указу холопей твоих челобитью прислана на Уфу твоя великого государя грамота к Борису Аничкову, а по той твоей великого государю грамоте велено из старинной нашей вотчины приезжих разных городов и из уездов всяких чинов татар и чюваш, и горных и луговых черемис и новокрещеных Бекбулатка [и] Клекайка, которые поселились и завели многие деревни, деревнь з дватцат[ь] и бол[ь]ши без твоего указу великого государя и без нашего холопей твоих приему и живучи на той нашей земле пашни пашут и сена косят и в вотчине нашей всякое насил[ь]ство и обиды и разорения чинят выслат[ь] долой, а тех новокрещенов Бекбулатко и Клекайко сослать без суда и без очные ставки, а вышеписанных деревень з дватцат[ь] и бол[ь]ши всяких чинов татаром, черемисом и новокрещеном, которые поселилис[ь] и живут в вотчине нашей насил[ь]ством и всякую нам обиду и разорен[ь]я чинят, имян мы холопи твои не знаем. Милосердый великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец. Пожалуй нас холопей своих, вели государь против своего великого государя указу и грамоте и сего нашего челобитья по Казанской дороге в тое нашей вотчине, где те пришлые деревни всяких чинов люд[ь]ми поселилис[ь] без твоего великого государя указу и без нашего приему послат[ь] посыл[ь]щика, ково ты великий государь укажеш[ь], и переписат[ь] скол[ь]ко дворов в которой деревне поселилос[ь] и по переписке против своего великого государя указу и грамоты о высылке их ис той нашей вотчины свой великого государя милостивой указ учинит[ь]. Великий государь смилуйся…//Л. 6 об.// Челобитчика Мурзакайко Юкачеев с товарищи тамгу свою приложил . Толмачил Митка Сюмин. //Л. 9// Лета 1701 июня в день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца и по приказу стол[ь]нику и воеводе Еуфима Панкратевича Зыбина и по памяти за припис[ь]ю под[ь]ячего Ивана Петрова иноземского списку Алексею Родионову велено ехат[ь] в Уфинской уезд по Казанской дороге для того в нын[е]шнем 1701 июня в 27 де[нь] били челом великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичу всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, а на Уфе в приказной избе стол[ь]нику и воеводе Еуфиму Панкрат[ь]евичу Зыбину c товарыщи подали челобитную. А в челобитной написано, в прошлом де 1700-м [году] по указу великого государя, а по их челобитью прислана на Уфу великого государя грамота к Борису Аничкову, а по той великого государя грамоте велено из старинной их вотчины приезжих разных городов и уездов всяких чинов татар и чюваш, и горных и луговых черемис и новокрещеных Бекбулатка [и] Клекайка, которые поселилис[ь] и завели многие деревни, деревнь з дватцат[ь] и бол[ь]ши без указу великого государя и без их приему и живучи на той их земле пашни пашут и сена косят и в вотчине их всякое насил[ь]ства и обиды и разорен[и]я чинят выслать долой, а тех новокрещенов Бекбулатко и Клекайко сослать без суда и без очные ставки, а вышеписанных деревень з дватцат[ь] и бол[ь]ши всяких чинов татаром, черемисом и новокрещеном, которые поселилис[ь] //Л. 10// и живут в вотчине их, всякое насил[ь]ство и обид и разорения чинят, имян им не знают и чтоб великий государь пожаловал, велел против указу великого государя и грамоты и сего их челобит[ь]я по той Казанской дороге в тое их вотчину, где те пришлые деревни всяких чинов люд[ь]ми поселилис[ь] без указу великого государя и без их приему, послат[ь] посыл[ь]щика, ково великий государь укажет, и переписат[ь] скол[ь]ко дворов в которой деревне поселилос[ь] и по переписке против указу великого государя и грамоты о высылке их ис той их вотчины великого государя указ учинить. И по указу великого государя и по приказу стол[ь]ника и воеводы Еуфима Панкратевича Зыбина и на челобитной по помете с припис[ь]ю под[ь]ячего Ивана Петрова велено против их челобит[ь]я в тое их вотчину послат[ь] посыл[ь]щика и новопоселенные деревни переписат[ь]. И мне Алексею, приехав в вотчину челобитчиков деревни Мушуги татар Мурзакайка Юкачеева с товарыщи, пришлых всяких чинов татар деревни и в них жителей переписат[ь] имянно, что скол[ь]ко, в которой деревне человек поселяс[ь] живут и скол[ь]ко давно поселилис[ь] и по какому указу. И я Алешка по той Казанской дороге в тое их Мурзакайкову вотчину ездил и новопоселенные деревни и в них людей переписал, а скол[ь]ко деревень и то писано под сим доездом, то мой доезд писал площадной под[ь]ячей Тимошка Свияженинов. А ис тех деревень, которые писаны ниже сего со всякие деревни выслал в город на Уфу по два человека. //Л. 11// Деревени Мушуги горные татара. Утеген Емметев сказал, приехал де он в тое деревню ис Казанского уезду в прошлом 1700 году. Урманка Бектемиров приехал в том же 1700 году. Байметко Баймиров, Алмай Бегеев, Токаш Береминов живут тому лет з дватцат[ь]. Деревени Исяковы чюваша. Бекмет Сабанчеев, Килмемет Зураев, Сары Сабанчеев, Алмекей Узяков, Баймурза Байчюрин, Яшутка Яшметев, Иштуганка [...], Сулейман Семенов, Шемяк Тлеменов, Уразметка Косаров, Сюнали Караев, Чинбулат Мишкин, Бекмет Бурмасев живут лет з дватцат[ь]. Деревни Атракле Иштяк Юртуков, Иртуган Емметев, Иштерек Бектемиров, Бекмет Бегеев и Рекей Бегеев, Унят Утемышев, Азамат Бегеев, Барсай Бекбулатов, живут лет с пятнатцат[ь]. Деревни Чапкыновы Алка Явкин, Аиткул Чюлпанов, Айтуган Тохтаров, Абдрезяк Чолпанов, Бакай Явкин, Ишмет Кадряков, Алексей Аменеев (?) живут пятнатцат[ь] лет. Приехали в прошлом 1700 году Апак Илкин, Ногай абыз Рысай Исеев, Сюней Минянсов, Елдаш абыз Тимошка Исеев. //Л. 12// Деревни Поисевы Тоймет Инысов, Байчюра Нуркин, Усеин Инысов, Токан Иликов приехали в прошлом 1700 году. Той деревни Килмай Ураев, Уразмет Ураев, Катяй Апасев, Иштерек Емметев, Усеин Ишимов, Биген Буранчин, Бекбай Буранчин, Досмет Такасев, Тимет Тляпин, Иштяк Аднашев, Юсуп Аднашев, Аит Абременев, Юсуп Янгилдин, Янгилда Килгилдин, Янгильда Байгильдин живут многие годы. Кармыш Ишбурин, Токал Мулукаев, Узмет Мулукаев живут лет з десят. Уразай Келмаков в прошлом году приехал. Деревни Кузегуловы Тярибердей Инысов, Юлай Метееев, Тярибердей Улмясев живут многие годы. Деревни Аймановы Келмет Чандыров, Иштуган Сююшев, Келдибек Енисков15. Деревни Кулуновы Еммет Айтуганов, Бегим Теушев, Айтуган Арыков, Бетей Семеев, Ишмяк Ишкеев, Ишка Чимеев, Маметей Емекеев, Сабанчей Сабаков, Бекмет Маметев, Енурус Иткеев, Иныс Ишкин, Иныс Илкешев, Ишка Солтанов, Чюрей Айтуганов, Тойгилда Тоишев живут изстари. Алмекей Алкин приехал в прошлом 1700 [году] из Свияжского уезду. //Л. 13// Деревни Кузекиной Ирка Айтуганов, Ураз Тимеев, Яшку Кузекеев, Бикпай Уразметев, Рысай Кузекин, Нурка Досаев, Пегай Ишметев, Иткиня Ишметев, Бердыкей Апаков, Смаил абыз Килмекей Илчин, Ишкиня Ишимов, Иштуган (?) Атикеев, Тимен Яшев, Теляк Девлетов, Кадыр Чинтемиров живут изстари. Ишкиня Крусев, Кутлу Мрясев, Мряс Чермышев приехали в прошлом году. Деревни Тозлукош Иныс Кулметев, Араслан Ишбердин, Ирмяк Кулметев, Алиш Бигилдин, Бимяк Сюндюков, Килмекей Кимаев, Кошай Ишметев живут лет с пят[ь], а Иныс и Араслан и Ирмяк многие годы. Деревни Шайчурины Юсуп Кадырметев, Илчикей Мемкеев, Уразай Шабаев, Мней Илтемиров, Рыска Мекеев, Уразлы Шабаев, Килка Мемкин, Ямаш Иштуганов, Аймет Тойметев, Сафар Макеев, Смаил Каипов, Аднагул Чюрин, Иныс Теняков, Батыр Байтудин, Смак Акмасев, Килдигул Чюмаков живут изстари. Новокрещен Васка Иванов приехал в прошлом году. //Л. 14// Деревни Базяны Янаш Сарбулатов, Аднаш Илтимиров, Балтас Утяков, Явбаста Утяков, Маметкул Кареев, Янберды Кагеев живут многие годы. Деревни Ташлыяр Ишмет Шигаев, Ишка Башкиров, Башарят Шигаев, Тоймык Ахтемиров, Имишка Иванов, Алмекей Тойметев живут многие годы. Деревни Мушуги Имяк Васкин, Рысай абыз Темир Уразметев живут многие годы. Деревни Исенсубины Исенгул Алышев, Ишмяк Исенсубин, Бекбов Каркин, Илмурза Акметев, Москов Каркин, Окай (?) Уркеев, Урей Актуганов, Келтей Кумаев, Круч Бияков, Рысай Баймяков живут многие годы. Айтуган Акметев приехал в прошлом году. Урмай Исеев приехал в прошлом году. Баим Иванов приехал из Свияжского уезду в нынешняго 1701 году. Деревни На усть Мушуги Юсай Бебяков, Мурзагул Уразбахтин, Москов Кручев, Абызай Досаев, Бектемир Теребердин. Деревни Калтаковы черемиса Путила Бачаев, Байдали Бачаев, Чюткара Бачаев, Казанчи Бачаев, //Л. 15// Янбулат Янбаев, Янбагыш Янбахтин, Утекей Яушев, Тетибай Таушев, Байгилда Чюразиков, Черепан Матов, Баймурза Уразлин, Байтулу Уразлин, Танак Байбарисов, Алешка Иванов, Кутун Янтуганов, Мурза Айтуганов, Ишмет Айтуганов, Бекмет Ишметев, Багыт Бакеев, Токмет Кузембетев, Урускул Бигилдин, Яштыбай Яшпаев, Шемекей Бекбулатов живут исстари. Акмазик Аудияров приехал тому третей год. Башак Богданов приехал в прошлом году. Тингуат Тинбаев в прошлом же году. Стенка Мителин [приехал] тому третей год. Бибаш Байтаков, Темрес Айтемиров, Токаш Алтыбаев, Василей Карабаев, Акмурза Янибеков пришли в прошлом году. //Л. 16// Деревни Акташевы Черепан Бекбулатов, Тлекей Тенибяков, Сарыбай Кидяков, Крым Актазиков, Бекмурза Актазиков, Тинбагыш Тинбулаев, Урай Ашушев, Ишпахта Янадаков, Илчибай Тенибеев, Ивашка Чекинеев, Конакай Яшпахтин, Мишка Кайпердин живут исстари28. Деревни Чопаевы Ишкей Чопаев, Байтуш Актанаев, Артемей Сабанаев, Тенибай Сарыбахтин, Минлиш Сарыбаков, Кошбахта Бегеев, Танатар Актудин, Степан Чопаев, Клуш Байтудин живут исстари. //Л. 17// Деревни Бекбулатовы новокрещены Васка Иванов, Ивашка Алексеев, Тлейка Мрясев, Бекбулатка Сидоров, Сенка Микитин, Ивашка Микифоров пришли тому ныне третей год, а Бекбулат и Тлекейка ныне в городе на Уфе. Деревни Мушуги новокрещены ж Ивашка Богданов, Оска Васил[ь]ев, Мишка Афонас[ь]ев, Ивашка Сидоров, Артешка Савел[ь]ев, Митка Иванов, Ивашка Яковлев, Васка Гарасимов, Стенка Васил[ь]ев, Ивашка Гарасимов, Якушка Степанов, Калмык Иванов, Семен Машев. Богдашка Федоров пришел тому тре[те]й год, а вышеписанные живут многие годы. Деревни Юзнарат Минейка да Бориска Корниловы, Гришка Иванов, Ивашка Корнилов, Ивашка Михайлов, Левка Иванов, Минка Иванов, Сенка Микитин, Тимошка Романов, Тишка Федоров, Ромашка Данилов, Митка Иванов живут исстари. Митка Родионов, Тимошка Федоров, Сенка Васил[ь]ев, Федка Васил[ь]ев, Молянка (?) Московов пришли внове тому третей год. //Л. 18// И Уфинского уезду Казанские дороги разных деревень бобыли против челобитья деревни Мушуги татарина Мурзакайка Юкачеева в Приказной избе перед стол[ь]ником и воеводою перед Еуфимом Панкрат[ь]евичем Зыбиным с товарыщем допрашиваны порознь. А в допросе деревни Айкемены новокрещен Бекбулатко сказался, рус[с]кое имя Гришкою зовут Сидоров и выслушав великого государя грамоту в допросе сказал, челобитчика Мурзакайка Юкачеева в вотчине ево по речке Базане в деревне Айкеменевы он Гришка с товарыщи своими четыре человека живут, а та де деревня построена истари, жили в ней новокрещены ж, а ныне де тому лет с пятнатцать и бол[ь]ши. Припустил ево Гришку в тое деревню жить и пашню пахать ево Мурзакаев товарыщ Игнатей Айтуганов и отвел ево Гришку в тою деревню Игнатей сам, а крепости де никакой ему Гришке он Игнатей не дал, потому что ему родственник. А до приезду де ево Гришкина товарыщи ево в той деревне трое человек жили ис тех де мест. Он Гришка с товарыщи своим платят великого государя в казну бобыл[ь]ской ясак и всякие подати по вся годы и живучи де в той деревне ему Мурзакайку они обид и налог и никакова разорения не чинят и зверя и птиц не ловят и бортей не пожигают и хмелю не щиплют и цевок не ставят и вотчину ево ничем не пусташат, тол[ь]ко что пашню пашут и сено косят и дрова рубят и луб[ь]я про себя снимают… Деревни Семяковы Сарыйко Сабанчеев допрашиван, а в допросе ска[за]л: в той де их деревне живут всех бобылей одиннатцать дворов де великого государя и всякие //Л. 19// лет сорок и ясак подати платят по вся годы. А та де деревня стоит в вотчине челобитчика Мурзакайка Юкачеева, а поселилис[ь] на той земле тою деревнею бес приему ево челобитчика на прибыль, для платежу великого государя ясака и, живучи в той деревне он Сарыйка с товарыщи, ему Мурзакаю обид и налог, никаких и разорения не чинят, тол[ь]ко что пашню пашут и сено косят и дрова рубят и луб[ь]я про себя снимают и знамя свою приложил… Деревни Кузекины Тойчичка Ишметев, Нурка Досаев сказали, у себя в деревне шес[ть]натцать дворов и в казну великого государя платят бобыл[ь]ской ясак и всякие подати по вся годы без доимки, а против челобитья Мурзакайка Юкачеева в допросе сказали: живут де они [в] вотчине ево Мурзакайковой тому ныне лет сорок из ясаку, а ему Мурзакаю в той ево вотчине обид и налог и разорения никакова не чинят и бортей не жгут, и птиц и зверей не побивают и рыбы не ловят и вотчину ево ничем не пусташат, тол[ь]ко что пашню пашут и сено косят и дрова рубят и луб[ь]я про себя снимают и знамяна свои приложили… //Л. 20// Деревни Исенсубины Ишмячка Исенсубин в допросе сказал, в деревне де ево всех бобылей одиннатцать дворов, а поселилис[ь] тою деревнею детъ и от[е]ц ево, скол[ь]ко тому лет, того он сказат[ь] не упомнит в вотчине челобитчика Мурзакайка Юкачеева и с той де деревни платят они великого государя в казну бобыл[ь]ской ясак и всякие подати по вся годы лет с тритцать, а ему Мурзакаю в той ево вотчине никакова разорения и обид не чинят и зверя всякого не ловят и бортей не рубят, тол[ь]ко что пашню пашут и сено косят и дрова рубят и знамя свое приложил… Деревни Акташевы, что на Мушуге Бекмурзка Актазиков в допросе сказал: в деревне их всех бобылей шесть дворов, живут в той деревне исстари деды и отцы их и они Бекмурзка с товарыщи лет сорок и бол[ь]ши, а ясак платят бобыл[ь]ской и всякие подати по вся годы, а та де деревня в вотчине челобитчика Мурзакайка Юкачеева и они Бекмурзка ему Мурзакаю в той ево вотчине обид и налог и разорения никакова не чинят, тол[ь]ко что пашню пашут и сено косят и знамя свое приложил…Деревни Именчи Байметко Байтемиров сказал: в той де ево деревне три двора и поселяс[ь] живут тому лет сорок и в казну великого государя ясак бобыл[ь]ской и всякие подати платят по вся годы без доимки, а против челобитья Мурзакайка Юкачеева в допросе ска[за]л тож, что сказал Бекмурза Актазиков выше сего и знамя свое приложил… Деревни Атраклы Иштеречка Бектемиров сказал: своей деревни два двора, а живут де они в той деревне //Л. 21// тому лет с тритцать и ясак бобыл[ь]ской и всякие подати платят по вся годы без доимки, а против челобитья Мурзакайка Юкачеева в допросе сказал те ж речи, что сказал Бекмурза Актазиков выше сего и знамя свое приложил… Деревни Калтаковы Байтеречка Байдулин, Путилко Васеев сказали: в той деревне дватцать два двора, живут де в той деревне исстари деды и отцы их и они лет с семьдесять и бол[ь]ши, а в казну великого государя ясак платят бобыл[ь]ской и всякие подати по вся годы без доимки, а против челобит[ь]я Мурзакайки Юкачеева в допросе ска[за]ли, что де они живут в ево Мурзакаевой вотчине, а обид де ему и налог никакова разорения в вотчине ево не чинят, тол[ь]ко что пашню пашут и сено косят, дрова рубят и луб[ь]я про себя снимают и знамена свои приложили... Деревни Ташлыяр Башкиртка Шигаев сказал: у себя в деревне три двора, живут в той деревне тому лет с тритцать с пять и в казну великого государя платят они ясак бобыл[ь]ской и всякие подати без доимки, а против челобит[ь]я Мурзакайка Юкачеева в допросе ска[за]л те ж речи, что сказал Байтеречка да Путилко выше сего и знамя свое приложил… Деревни Илтемировы Уразайко Болтасев сказал: у себя в деревне шесть дворов и живут де они в той деревне тому ныне лет с пят[ь]десят и в казну великого государя платят бобыл[ь]ской ясак и всякие подати по вся годы, а против Мурзакайкова челобит[ь]я в допросе ска[за]л тож, [что] Байтеречка да Путилко сказали выше сего и тамгу свою приложил... //Л. 22// Деревни Тузлукош Ирмячка Кулметев сказал: у себя в деревне семь дворов и живут де они в той деревне тому лет с пят[ь]десят, а в казну великого государя ясак платят бобыл[ь]ской и всякие подати по вся годы без доимки, а в допросе ска[за]л те ж речи, что сказали Ба[й]теречка да Путилко выше сего и знамя свое приложил... Деревни Шайчурины Уразлычка Сабаев допрашиван. И выслушав великого государя грамоту, в допросе сказал: челобитчику Мурзакайку Юкачееву с товарыщи в вотчине ево никакова разорения не чинят, а та де ево деревня Шайчурина в вотчине ево Мурзакаевой, исстари жили дед и отец ево и он Уразлычка, а крепость де у него о том никаких нет и живучи отец ево платил великого государя в казну бобыл[ь]ской ясак и всякие подати по вся годы, также после смерти ево он Уразлычка платит великого государя в казну бобыл[ь]ской ясак и всякие подати лет с пят[ь]десят без доимки, а в той де ево деревне живут с ним и[с]стари ж брат ево Уразай Шабаев, да сын ево Топай, да родственники ево Юсуп Кадырметев, Ра[х]менкул Досаев да башкирец Смаил Каипов и ясак они платят по вся годы и знамя свое приложил... Деревни Чапкиновы Алкачка Явкин в допросе сказал: в деревне ево всех бобылей девят[ь] человек и построился де он Алкачка с товарыщи своими тою деревняю тому лет з дватцать и бол[ь]ши в вотчине Мурзакайка Юкачеева не спросясь ево и доныне тою деревняю живут, а ему Мурзакаю в вотчине ево никакова разорен[ь]я не чинят, и он де Мурзакайко с них Алкайко с товарыщи с той //Л. 23// свое[й] во[т]чины никаких податей и оброков преж сего не спрашивал, а живучи они в той деревне в казну великого государя платят бобыл[ь]ской ясак и всякие подати по вся годы и без доимки и знамя свое приложил… Деревни Поюсевы Усеинка Инысов в допросе сказал: в деревне ево девятнатцать дворов, а живут преж башкирские шатости лет сорок и ясак великого государя в казну платят бобыл[ь]ской и всякие подати по вся годы без доимки и тою деревнею поселяс[ь] живут челобитчика в Мурзаевой вотчине Юкачеева и ему де Мурзакаю в той ево вотчине никакой обиды и разорения не чинят, тол[ь]ко что пашню пашут да сено косят и знамя свое приложил… Деревни Кузекиной Юлайка Мякеев в допросе сказал: в деревне ево всего пят[ь] дворов, а поселились тою деревнею тому ныне третей год, отделилис[ь] от деревни Поюсевы. А ясак великого государя и всякие подати платят тому ныне лет сорок. А челобитчику Мурзакайку Юкачееву в вотчине ево разорен[и]я никакова и обид не чинят, и зверя никакова и птиц не ловят и бортей не рубят и в вотчине ево ничего не пусташат, кроме того что они пашню пашут и сена косят и дрова рубят, и знамя свое приложил… Толмачил Сюнчалей Киреев. Кулум куйдум46. Деревни Чапкиновы татарин Алкечка Явкеев с товарищи подали челобитную такову. //Л. 24// Великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу бьют челом сироты твои Уфинского уезду Казанские дороги деревни Чапкыновы Алкайка Явкеев, деревни Шайчюрины Уразлычка Шабаев, деревни Поюсевы Сеинка Ишинбаев48, деревни Кузекины Тойчичка Ишметев, деревни Исенсубины Ишмячка Исенсубин, деревни Семяковы Сарыйка Сабанчеев, деревни Мушуги Байметка Байтемиров, деревни Базяны Уразайка Балтасев, деревни Ташлыяр Килметка Башкуртов, деревни Мушуги Уразметка Урусов, деревни Аняковы Юлайка Мякеев, деревни Калтаковы Байтерячка Байдулин, деревни Бюляр49 Бекмурска Актасев, деревни Тузлыкош, что на речке Базяне Ирмячка Кулметев с товарыщи дватцат[ь] четыре деревни. В нынешнем государь [в] 1701-м [году] по челобит[ь]ю тое ж дороги деревни Аймановы50 татарина Мурзакая Юкасева с товарыщи, бутто мы сироты твои в ево Мурзакаевой вотчине чиним насил[ь]ство и по той ево Мурзакаеву челобит[ь]ю учинилос[ь] нам сиротам твоим убытков полтораста рублев и тех наших разных деревен[ь] многия наша брат[ь]я платит[ь] не помогают. Милосердый великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец. Пожалуй нас сирот своих, вели государь тех, которые нам убытков платит[ь] помогат[ь] не станут, рус[с]кому посыл[ь]щику по сей челобитной выслат[ь] в город на Уфу. Великий государь смилуйся51. //Л. 24 об.// 1701 октября в 8 день: против сего челобит[ь]я послат[ь] рус[с]кого посыл[ь]щика, велет их выслат[ь] . Челобитчик Алкачка тамгу свою приложил… Челобитчик Уразлычка тамгу свою приложил… Челобитчик Алкачка тамгу свою приложил… Челобитчик Сеитка тамгу свою приложил… Челобитчик Тойчичка тамгу свою приложил… Челобитчик Ишмячка тамгу свою приложил… Челобитчик Сарыйка тамгу свою приложил… Челобитчик Байметка тамгу свою приложил… Челобитчик Уразайка тамгу свою приложил… Челобитчик Келметка тамгу свою приложил… Челобитчик Уразметка тамгу свою приложил… Челобитчик Юлайка тамгу свою приложил… Челобитчик Байтерячка тамгу свою приложил… Челобитчик Бекмурска тамгу свою приложил… Челобитчик Ирмячка тамгу свою приложил… Челобитчик Ирмячка тамгу свою приложил…
//Л. 25// И против сего челобитья и пометы в Уфинский уезд по Казанской дороге в бобыльские деревни послан. И память ему дана такова. В 1701 г. ноября в де[нь]. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца память площадному подъячему Сергею Терликову. Ехати ему в Уфинской уезд по Казанской дороге в бобыл[ь]ские деревни и выслать при себе за поруками в город на Уфу, а ково имяны и которых деревень и тому под сею памят[ь]ю роспись под челобитью на них тое ж дороги разных деревень татар Алкачки Явкеева с товарыщи в ыску их, что они им не помогают платить убытков … а велеть им явитця в Приказной избе стол[ь]нику и воеводе Еуфиму Панкратевичю Зыбину с товарыщи. И ноября день 20 сего году Терлигов пишет: //Л. 26// 1701 году ноября в де[нь]. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца. И на челобитной по помете стол[ь]ника и воеводы Еуфима Панкратевича Зыбина и по челобит[и]ю Казанские дороги деревни Чапкыновы Алкайки Явкеева, деревни Шайчюрины Уразлычка Шабаева, деревни Поюсевы Сеинка Ишинбаева, деревни Кузекины Тойчичка Ишметева, деревни Исенсубины Ишмячка Исенсубина, деревни Семяковы Сарыйка Сабанчеева, деревни Мушуги Байметка Байтемирова, деревни Базяны Уразайка Балтасева, деревни Ташлыяр Килметка Башкуртова, деревни Мушуги Уразметка Урусова, деревни Аняковы Юлайка Мякеева, деревни Калтаковы Байтерячка Байдулина, деревни Бюляр Бекмурска Актасева, деревни Тузлыкош Ирмячка Кулметева велено мне Серешке Терликову за поруками выслат[ь] в город на Уфу, которые их брат[ья] тех дватцати четырех деревен[ь] им убытков платит не станут, что которые убытки нам учинили в городе на Уфе по челобит[ь]ю тое ж дороги деревни Аймановы татар Мурзакайка Юкасева с товарыщи и я Серешка по той Казанской дороги в те деревни ездил и они татара указу великого государя учинилис[ь] сил[ь]ны и непослушны порук по себе, что им за тем порукам стат[ь] в городе не дали, а хто имя тех деревен[ь] и кое деревни и тех и имяна под сим … писал я Серешка своею рукою. //Л. 27//Роспис[ь] разных деревен[ь], кои побору не давали в мир. Деревни Исенсубины: Уйка Урекеев, Моковка Каркин, Крыс Биняков, Илмурска Акметев. Деревни Кулуновы: Елмет Айтуганов, Айтуган Арыков, Ишка Чемеев, Сабанчей Сабаков, Иныс Илкешев, Чюрей Айтуганов, Бегим Тегушев, Ишмяк Ишкеев, Маметей Емекеев, Бикмет Меметев, Ишка Салтанов, Тойгилда Тоишев. Деревни Мушуги: Ивашка Борисов, Мишка Афонасев, Артюшка Савел[ь]ев, Ивашка Яков, Стенка Васил[ь]ев, Якушка Степанов, Оска Васил[ь]ев, Ивашка Сидоров, Митка Иванов, Васка Гарасимов, Ивашка Гарасимов, Калмыш Иванов. Деревни Бекбулатовы: Васка Иванов, Ивашка Алексеев. Деревни Адряковы: Бимет Бигеев, Уняк Утемышев, Ирей Бегеев, Азамат Бегеев. Деревни Аймановы: Келмет Чандыров, Келдыбек Яныбеков. Деревни Мушуги: Токан Береманов. //Л. 28// Деревни Шайчюрины: Токмет Маметев, Рыска Макеев, Иныс Темяков, Досмяк Мамеев, Мней Илтемиров, Сафар Макеев, Батыр Байтудин, Килка Мемкин, Смаил Каипов, Ишкиня Мнеев, Илчикей Макеев, Ямаш Иштуганов, Аднагул Чюрин, Килдигул Чюмаков. Дер[е]вни Базяны: Явбоста Утяков, Янберды Кареев. Деревни Тигирмень: Темир Уразметев. Деревни Чопаевы Ишкей Чопаев, Арметей Сабанаев, Минлиш Сарбаков, Танатар Актудин, Кеуш Байтудин, Байтуш Актанаев, Тинибай Сарыбахтин, Кожбахта Бегев, Степан Чопаев. Деревни Кузекиной: Рыска Кузекин. Деревни Чапкыновы: Аиткул Чолпанов, Алексей Чеменев. Деревни Ташлыяр: Томык Ахтемиров, Алмекей Таметев, Имишка Бахтин. Деревни Юзнарат: Минейка да Бориска Корниловы, Ивашка Михайлов, Ивашка Корнилов, Левка Иванов, //Л. 29// Минка Иванов, Тимошка Романов, Ромашка Данилов, Тимошка Федоров, Стенка Микитин, Тимошка Федоров, Митка Иванов. Деревни Акташевы: Тлекей Тенибеков, Илчибай Тинибаев, Конакай Яшпахтин, Урай Ашушев, Ивашка Ченикеев. Деревни Калтаковы: Шемекей Бекбулатов. Деревни на усть Мушуги: Юса[й] Бебяков, Москов Кручев, Бектемир Терибердин, Мурзагул Уразбахтин, Абызай Досаев. Деревни Кадеевы: Сырым Кадеев, Саты Илметев, Кудайберда, Чюрай Крымчин, Илметка Бакаев, Ишмет Сабакаев, Алмяк. Деревни Маметеевы: Тюка Досаев. //Л. 30// И в 1701 декабря в 16 [день] стол[ь]ник и воевод Еуфим Панкрат[ь]евич Зыбин слушал сего дела. Приказал у челобитчика у Мурзакайка Юкачеева взять скаску, что написано в переписной росписи площадного под[ь]ячего Тимошки Свияженинова да иноземскаго списку Алексея Родионова новоприезжих бобыли, которые поселяс[ь] живут в вотчине ево на всех ли от челобитчик. И он Мурзакайка сказал против де той росписи, он Мурзакай на бобылей, которые поселяс[ь] живут в вотчине ево насил[ь]ством живут, кроме трех человек Деревни, что на усть Мушуги Юсайка Бебякова, Мурзагулка Уразбахтина, Абызайка Досаева в вотчинном своем насил[ь]стве на всех челобитчик. А на них де Юсайка с товарыщи не челобитчик, для того что они живут не на ево Мурзакаевой вотчине, живут на Ирехтинской вотчине, а ему де Мурзакаю в вотчине ево никакова насил[ь]ство не чинят. А в переписную роспис[ь] Алексей Родионов написал их Юсайка с товарыщи с ним Мурзакаем не справя[сь]. И знамя свое приложил... Толмачил Митка Сюзмин. И декабря в 21 [день] на Уфе в Приказной избе стол[ь]нику и воеводе Еуфиму Панкратевичу Зыбину деревни Шайчурины Уразлычка с товарыщи подали челобитную такову. //Л. 31// И против сего челобитья и пометы стол[ь]ника и воеводы Еуфима Панкратевича Зыбина из ясашных книг выписано. По справке на Уфе в Приказной избе с ясашными книгами прошлых лет [7]208 [1700] году Казанские дороги разных деревень с челобитчиков с ясашных бобылей деревни Шайчурины Уразлычка Сабаева с товарыщи с 16 деревень бобыльский ясак по 26 алтын по 4 де[нег] с человека во взятие написан. 1700 декабря в 22 де[нь] стол[ь]нику и воеводе Еуфим Панкратевич Зыбин слушал сего дела, приказал выписать из указу великого государя [7]191 [1682] … И против сей пометы из указу великого государя выписано