Генофонды татар Евразии: осколки единой мозаики или галерея разных "генетических портретов"?Агджоян А.Т.1,2, Лукьянова Е.Н.1, Жабагин М.К.3, Юсупов Ю.М.4, Схаляхо Р.А.2,1,
Кузнецова М.А.2,1, Булыгина Е.А.5, Григорьева Т.В.5, Чернов В.М.5, Лавряшина М.Б.6,
Атраментова Л.А.7, Балановский О.П.1,2, Балановская Е.В.2
1Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, Москва, Россия,
2 Медико-генетический научный центр, Москва, Россия,
3National Laboratory Astana, Назарбаев Университет, Астана, Казахстан,
4ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», Уфа, Россия,
5Казанский федеральный университет, Казань, Россия
6 Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия,
7Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, Харьков, Украина
e-mail: aagdzhoyan@gmail.comВ богатом этническом разнообразии Северной Евразии народы с этнонимом "татары" занимают особое положение. Их широкий ареал от Черного моря до Западной Сибири и спектр антропологических типов указывают на разные источников формирования их популяций. С другой стороны, одна из популярных гипотез постулирует происхождение всех современных татар от некогда единой средневековой супер-общности, осколками которой и являются современные народы, унаследовавшие этот этноним. Прояснить вопрос о биологическом происхождении татар - от единого генофонда или же из разных источников - помогает современная геногеография, позволяя отделять миграции населения от миграций культур и языковых заимствований.
По единой программе исследованы генофонды популяций с этнонимом «татары» трех регионов Евразии - крымские, поволжские и сибирские. С помощью высоко информативного инструмента популяционной генетики - анализа Y-хромосомы (50 SNP-маркеров) - изучены 995 представителей многих популяций трех групп татар. В исследование включены только неродственные между собой мужчины, у которых предки на глубину трех поколений относились к данному народу и родились в пределах его этнического ареала.
Итогом стали "генетические портреты" крымских, поволжских и сибирских татар по спектру гаплогрупп (вариантов) Y-хромосомы, которые оказались очень разнообразны и не схожи друг с другом. Общий для всех трех этнотерриториальных групп татар предковый генетический компонент не обнаружен. Для генофонда крымских татар характерно преобладание вклада переднеазиатского и средиземноморского населения (популяции Малой Азии и Балкан), а генетический след населения степной полосы Евразии (прикаспийских степей) выражен слабо и только и у степного субэтноса. В генофонде поволжских татар преобладают варианты, характерные для Приуралья и Северной Европы, а переднеазиатские и центральноазиатские генетические линии редки.
Анализ полных экзомов казанских татар и мишарей Татарстана в контексте Волго-Уральского региона и Центральной Азии отражает как общий генетический компонент у этих двух популяций поволжских татар, так и их генетическую близость к популяциям эрзи и мокши Мордовии. Генофонды сибирских татар (тоболо-иртышских) чрезвычайно разнообразны: одни их популяции включают значительный сибирский генетический компонент, а в других преобладают генетические линии из разных юго-западных регионов Евразии.
Таким образом, генофонды крымских, поволжских и сибирских татар сложились на основе местного населения с включением потоков миграций из разных регионов: общность их генетического происхождения не обнаружена. Это позволяет рассматривать генофонды татар Евразии как галерею разных "генетических портретов", а не как потомков некогда единого целого генофонда.
Исследования поддержаны грантами РФФИ №16-04-00890_а, №16-06-00303_а,№16-34-00506_мол-а.