Дело по отношению начальника 17 башкирского кантона о разрешении жителям д. Кичкутан Елабужского уезда Вятской губернии по строительству новой мечети, начато 17 февраля 1859 года, решено 21 октября 1859 года.
Это дело о разрешении на постройку новой мечети вместо сгоревшей в мае 1858 г. в д. Кичкутан по приговору жителей этой деревни. Приговор был представлен в 1859 г. в Оренбургское магометанское духовное собрание (находилось в Уфе) при отношении начальника 17 башкирского кантона, к подчиненным которого принадлежали жители (тептяри) д. Кичкутан. В отношении кантонного начальника указывается, что издержки по постройке мечети готов принять на себя житель той же деревни Биктемир Рафиков. Дальнейшие часть дела - это внутренняя документация Оренбургского магометанского духовного собрания и еще одно отношение кантонного начальника, при котором был представлен перевод с приговора. В приговоре говорилось, что жители деревни согласны принять на себя расходы по строительству мечети и содержанию состоящих при ней духовных лиц.
Самого текста приговора - ни арабографичного, ни русского перевода - в деле (или на тех листах, которые сфотографированы) нет. В подобных приговорах обычно вкратце излагалась суть дела и далее шли подписи и тамги домохозяев-прихожан.
Магометанское собрание должно было дать разрешение на строительство мечети - без этого строительство по юридическим нормам XIX в. было бы незаконным
[л. 1]
Всепресветлейший державнейший великий государь император Николай Павловичь, самодержец всероссийский, государь всемилостивейший!
Просит Вятской губернии Елабужскаго уезда команды тептярскаго старшины Раймана Ибрашова деренви Безяков тептярь Габдуллатиф Балтанов, а в чем, тому следуют пункты.
1
Одного со мною уезда деревни Кичкутан жители, все со общаго согласия, избрали меня для бытия при состоящей у них в деревне пятивременной мечете имамом и учителем, в чем и снабдили меня приемным, а однодеревенцы мои уволнительным писмами, засвидетельствованными Елабужским земским судом, с коими хотя и следовало бы мне наперед явит[ь]ся в Вятское губернское правление, а оттоль мог бы дойти для учинения мне в знании магометанских правил испытания в Оренбургское духовное магометанскаго закона собрание, но по неведению моему таковаго порядка приехал прямо в город Уфу, ||[л. 1 об.] и естьли мне теперь паки возвратит[ь]ся в город Вятку, а оттоль в Уфу единственно для одного только испытания, чрез что должен буду я понесть себе не толко убыток, но даже и самое раззорение, а потому прилагая я при сем означенные приемное и уволнительное письма, всеподданнейше прошу:
дабы высочайшим Вашего императорскаго величества указом повелено было сие мое прошение с приложением приемнаго и уволнительнаго писем принять и по вышеписанным причинам в знании магометанских правил зделать мне испытание и о утверждении меня, чем я окажусь по оному способным, учинить законное распоряжение.
Всемилостивейший государь, прошу Вашего императорскаго величества о сем моем прошении решение учинить. Декабря … дня 1832 года. К поданию надлежит в Оренбургское духовное магометанскаго закона собрание. Прошение сие въчерне и набело писал канцелярист Иван Гребеньщиков. А он, проситель тептярь Габдуллатиф Балтанов, татарским письмом руку приложил.
[Подпись арабской графикой
Ушбу прушиниягә бән, сорагучы тибтәр Габделләтыйф Балтан углы, кулум куйдым.
ЦИА РБ. Ф. И-295. Оп. 4. Д. 685. Л. 1 и об. – Подлинник.
[л. 2]
1829 года 29-го марта Вятской губернии Елабужскаго уезда Байлярской волости команды тептярскаго старшины Тимки Тукаева мы, нижеподписавшияся, деревни Кичкутан мирские люди, тептери, будучи по общему нашему согласию, учинили сей приговор о том, что нужно нам при нашей пятивременной мечети муллу для служения, то мы, мирския люди, и избрали деревни Безяков тептяря Абдуллатифа Бултанова, которой поведения и состояния весмахорошаго, вштрафах и под судом никогда и за что не бывал, а болие упражняится к обучению наших малолетних детей, мы, мирския люди, тептери, желаем в нашей деревне Кичкутанах мударисом и учителем, ежели он по испытании Магометанским собранием окажется в знании, то онаго Балтанова определить к нашей мечете мударисом и учителем, во всем мы желаем и приемлем, ибо он, Абдуллатиф Балтанов, весма к магометанскому закону рачителен и знающей, то мы, мирския люди, к оной мечете определить желаем, ежели будет начальству ||[л. 2 об.] благоугодно, и на определение снабдить указом. В чем сей мирской приговор дали и со оным приговором где следует явит[ь]ся и просить о утверждении мударисом. В чем сей приговор учиня на мирском сходе со всего единаго согласия, под сим и подписуемся, а неумеющия писать бартевыя тамги, а именно:
деревни Кичкутан выборной Сагит Саликов[значок тамги],
Габдрафик Рахманкулов[значок тамги],
АбубакирУзбаков[значок тамги],
Сейфулмулюк Ягудин[значок тамги],
АбдрахманАбдрахимов[значок тамги],
АбдулмазитУсмаков[значок тамги],
Мухамедий Рахманкулов[значок тамги],
Мухаметьрахим Рахманкулов руку,
Бикбатыр Бакиров[значок тамги],
Минлигул Усманов[значок тамги],
Абдуллатиф Ижбердин[значок тамги],
Мухаметьрахим Мавлюкеев[значок тамги],
Габдулзямиль Икбердин[значок тамги],
Баймухаметь Мавлюкеев[значок тамги],
Файзулла Амзеев[значок тамги],
Мухаметьаминь Зяминев[значок тамги],
Мухаметьрахим Заминев[значок тамги],
Халит Саликов[значок тамги],
Габдулгалям Гадилшин[значок тамги],
Фаткулла Илкин[значок тамги],
[л. 3]
1830 года марта … дня Вятской губернии Елабугскаго уезда ведомства команды старшины Римана Ибрашова деревни Безяков нижезначущияся тептери, будучи на общем мирском сходе, на собрание котораго възойдяодножитель наш тептерь Габдулълатив Балтанов, объявил нам, что имеет он желание быть онаго ж уезда команды таковаго ж старшины Токаева в деревне Кичкутанах, по приглашению того мирскаго общества в пятивремянной мечети имамом и учителем, на каковый придметь предьявя нам данной ему от общества оной деревни на законном основании принимательной приговор, засвидетельствованной по должности старшины Токаева, почему мы на уволниние его, Балтанова, законапрепядствующих притчин не предвидим , а потому все единогласно уволняем. В чем дая ему сей приговор, в обязанность поставляем, чтоб он представил его в разсмотрение и утверждение в вышнее начальство. В том и удостоверяем приложением своих тамог, именно:
Гезетулла Рахметуллин,
Нигаметулла Кутчев,
Губейдулла Ибрасков,
Гайннидтин Райманов,
Изабидтин Райманов,
Хисметдина Сейфулла Кутуев,
Ислам Балтанов,
Абдулъхисын Ягодин,
Гадлиши Рафиков.
||[л. 3 об.]
Сей приговор при личности моей значущимися в нем тептярями в написанной силе с согласия учинен, а потому с приложением печати сим и свидетельствуя, тептерской[продолжение текста отсутствует]
||[л. 4]
1832 года октября 9 дня сей приговор в Еламбурском земском суде явлен, а что оной действительно тептерю Абдуллатифу Балтанову тептерских деревни Безяков в написанной, а мне дан, в том сей удостоверясь чрез местное изыскание въследствие постановленной 20 марта июля резолюции [продолжение текста отсутствует]
Там же. Л. 3 – 4. – Копия «заготовки» приговора.